Удар по Роскосмосу: Почему про стыковку Crew Dragon с МКС напишут в книжках

Тривиальное на первый взгляд испытание "космического грузовика", переоборудованного под перевозку людей, является качественным скачком вперед в освоении космоса

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Удар по Роскосмосу: Почему про стыковку…

Вчера космический корабль известной американской компании Space X успешно состыковался с Международной космической станцией.

Все прошло удивительно гладко. Ракета-носитель Falcon 9 с кораблем стартовала с космодрома на мысе Канаверал в 9:49 по Киеву. Позже первая ступень успешно села на плавучую платформу в Атлантическом океане, а корабль Crew Dragon был выведен на орбиту. Даже стыковка командного модуля Crew Dragon со станцией была проведена в автоматическом режиме.

В 15-30 люк между МКС и Crew Dragon открылся, и обитатели космической станции получили доступ к 182 килограммам оборудования и провизии, а также смогли поздороваться с манекеном в комбинезоне SpaceX, который  был единственным пассажиром этого космического корабля.

Почему об этом событии напишут в книгах? Причин целых две.

Первая заключается в том, что закончилась почти десятилетняя эра тотального доминирования российских пилотируемых космических кораблей. Она началась 8 июля 2011 года, когда США в последний раз запустили в космос шаттл Atlantis - после чего настали долгие годы, когда доставлять людей на орбиту могли только советские "Союзы", продукт развития инженерной и конструкторской мысли 60-х годов прошлого века, большинство поздних улучшений которого касалось главным образом вычислительной техники, а не корабля в целом.

Если Crew Dragon вернется на Землю так же удачно, как он добрался до МКС - это будет означать конец "эпохи Союзов" - последние курьезные истории с которыми недвусмысленно намекают на то, что дальнейшая их эксплуатация является откровенно опасной.

Конец этой бесславной эпохи для США будет означать, что теперь астронавты смогут летать к МКС за 60 млн. долларов за одного в комфортном современном корабле, а не за 86 млн. в "космической маршрутке" советского образца.

А вот Роскосмос останется без существенного источника прибыли - ежегодно 6 "орбитальных билетов" для США приносили около полумиллиарда долларов. И если даже с этими деньгами деградация в российской космической отрасли была заметна невооруженным глазом - то после перехода на "голодный паек" ситуация вряд ли улучшится.

Зато вторая - и, наверное, гораздо более важная, чем очередные проблемы у россиян - особенность вчерашнего запуска заключается в том, что частная и коммерческая космонавтика наконец выросла. Точнее, вырастет окончательно - когда Crew Dragon доставит на МКС астронавтов, а не манекена.

Поскольку регулярная доставка людей на орбиту - это была та единственная сфера, в которой частные коммерческие компании до сих пор на брались конкурировать с государствами. Илон Маск разрушает этот барьер.

И это, наверное, самый принципиальный момент. Поскольку именно частные предприниматели, с надлежащим деловым чутьем, умением воспользоваться всеми преимуществами технологий и минимизировать расходы - только они смогут постепенно преобразовать космические полеты из факторов престижа для богатых государств, такой себе статусной штуки в повседневную и прибыльную деятельность.

И тут сравнение с Маском не выдерживает не только Россия, которая, например, вложила в ракету "Ангара" более 6 миллиардов долларов (и это не считая колоссальных средств на строительство космодрома "Восточный", откуда эти ракеты должны были стартовать - а до сих пор проведены всего два пробных запуска, и в ближайшие лет 5 вряд ли что-то изменится.

Не выдерживают конкуренции с Маском и в НАСА. Где собираются, например, оценить свою миссию на Марс - с возвращением образцов грунта - в 5-6 миллиардов долларов, в то время как Маск собирается провести аналогичный полет за 600 миллионов. Обещать, конечно, это еще не совсем осуществить - но определенная тенденция все-таки прослеживается.

Но что случится, если с Crew Dragon что-то пойдет не так? На самом деле, это вряд ли остановит наступление частных компании на космос. Поскольку в ближайшие два-три месяца будет осуществлен пробный запуск другого многоразового космического корабля, на этот раз - производства Boeing, под названием CST-100 Starliner.

Движение в космос, этот "последний фронтир", после двух десятилетий позорной спячки, похоже, все же восстановился. Как говорил в свое время Циолковский, "Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme