Удар по Роскосмосу: Почему про стыковку Crew Dragon с МКС напишут в книжках
Тривиальное на первый взгляд испытание "космического грузовика", переоборудованного под перевозку людей, является качественным скачком вперед в освоении космоса
- Весь мир
-
4 марта 2019 14:00
Вчера космический корабль известной американской компании Space X успешно состыковался с Международной космической станцией.
Все прошло удивительно гладко. Ракета-носитель Falcon 9 с кораблем стартовала с космодрома на мысе Канаверал в 9:49 по Киеву. Позже первая ступень успешно села на плавучую платформу в Атлантическом океане, а корабль Crew Dragon был выведен на орбиту. Даже стыковка командного модуля Crew Dragon со станцией была проведена в автоматическом режиме.
В 15-30 люк между МКС и Crew Dragon открылся, и обитатели космической станции получили доступ к 182 килограммам оборудования и провизии, а также смогли поздороваться с манекеном в комбинезоне SpaceX, который был единственным пассажиром этого космического корабля.
Почему об этом событии напишут в книгах? Причин целых две.
Первая заключается в том, что закончилась почти десятилетняя эра тотального доминирования российских пилотируемых космических кораблей. Она началась 8 июля 2011 года, когда США в последний раз запустили в космос шаттл Atlantis - после чего настали долгие годы, когда доставлять людей на орбиту могли только советские "Союзы", продукт развития инженерной и конструкторской мысли 60-х годов прошлого века, большинство поздних улучшений которого касалось главным образом вычислительной техники, а не корабля в целом.
Если Crew Dragon вернется на Землю так же удачно, как он добрался до МКС - это будет означать конец "эпохи Союзов" - последние курьезные истории с которыми недвусмысленно намекают на то, что дальнейшая их эксплуатация является откровенно опасной.
Конец этой бесславной эпохи для США будет означать, что теперь астронавты смогут летать к МКС за 60 млн. долларов за одного в комфортном современном корабле, а не за 86 млн. в "космической маршрутке" советского образца.
А вот Роскосмос останется без существенного источника прибыли - ежегодно 6 "орбитальных билетов" для США приносили около полумиллиарда долларов. И если даже с этими деньгами деградация в российской космической отрасли была заметна невооруженным глазом - то после перехода на "голодный паек" ситуация вряд ли улучшится.
Зато вторая - и, наверное, гораздо более важная, чем очередные проблемы у россиян - особенность вчерашнего запуска заключается в том, что частная и коммерческая космонавтика наконец выросла. Точнее, вырастет окончательно - когда Crew Dragon доставит на МКС астронавтов, а не манекена.
Поскольку регулярная доставка людей на орбиту - это была та единственная сфера, в которой частные коммерческие компании до сих пор на брались конкурировать с государствами. Илон Маск разрушает этот барьер.
И это, наверное, самый принципиальный момент. Поскольку именно частные предприниматели, с надлежащим деловым чутьем, умением воспользоваться всеми преимуществами технологий и минимизировать расходы - только они смогут постепенно преобразовать космические полеты из факторов престижа для богатых государств, такой себе статусной штуки в повседневную и прибыльную деятельность.
И тут сравнение с Маском не выдерживает не только Россия, которая, например, вложила в ракету "Ангара" более 6 миллиардов долларов (и это не считая колоссальных средств на строительство космодрома "Восточный", откуда эти ракеты должны были стартовать - а до сих пор проведены всего два пробных запуска, и в ближайшие лет 5 вряд ли что-то изменится.
Не выдерживают конкуренции с Маском и в НАСА. Где собираются, например, оценить свою миссию на Марс - с возвращением образцов грунта - в 5-6 миллиардов долларов, в то время как Маск собирается провести аналогичный полет за 600 миллионов. Обещать, конечно, это еще не совсем осуществить - но определенная тенденция все-таки прослеживается.
Но что случится, если с Crew Dragon что-то пойдет не так? На самом деле, это вряд ли остановит наступление частных компании на космос. Поскольку в ближайшие два-три месяца будет осуществлен пробный запуск другого многоразового космического корабля, на этот раз - производства Boeing, под названием CST-100 Starliner.
Движение в космос, этот "последний фронтир", после двух десятилетий позорной спячки, похоже, все же восстановился. Как говорил в свое время Циолковский, "Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели".
Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua
Все новости на одном канале в Google News
- 13:10"Приходьте люди на вечір у Клюб": Олег Скрипка приглашает на грандиозный юбилейный концерт в честь своего 60-летия
- 11:40Из-за обстрела пострадала ветровая электростанция на юге, — Минэнерго
- 10:53Папа Римский Франциск призвал все воюющие страны искать переговоров и мира
- 10:01СБУ заявила об успешном задержании российского "крота" в Силах обороны на Харьковщине ФОТО
- 09:03Черкасщина подверглась воздушной атаке, повреждена критическая инфраструктура
- 08:41В Харьковской области враг массированно применил УАБы: Данные Синегубова
- 08:18В Днепропетровской области от обстрела загорелся газопровод, поврежден памятник
- 23:44На аукцион выставили гитару Джона Леннона, которая 50 лет лежала на чердаке
- 23:15В МИДе разъяснили решение правительства по паспортам мужчинам за рубежом
- 22:09В течение суток на фронте было 84 боевых столкновений, — Генштаб
- 21:05Высший антикоррупционный суд признал Валерия Пацкана невиновным и закрыл дело против него
- 20:45Мужчинам мобилизационного возраста будут выдавать паспорта только в Украине: постановление правительства
- 20:16К предстоящему бою Александра Усика и Тайсона Фьюри привлечено внимание всего мира PROMO
- 19:03Штрафы до 1,7 млн грн, принудительный возврат громаде, – в КГГА предлагают строже наказывать за преступления против культурного наследия
- 18:05Угрожает ли украинцам "цветной дождь": объяснение ГСЧС
- 18:04В Запорожье избрали нового секретаря горсовета и и. о. мера
- 16:37В Запорожье депутаты лишили полномочий и. о. мэра Куртева
- 15:33В Харькове свет будут выключаться по-новому: Графики на 25-28 апреля
- 14:09"Военные без продовольствия", — эксперт о последствиях перехода ГОТ к прямым договорам