Как выгнать Россию из Совбеза ООН

Присоединив Крым, РФ поставила под сомнение свой статус страны-правоприемницы СССР. Этот статус по «молчаливому согласию» она получила в границах 1991-го года

Политический обозреватель
Как выгнать Россию из Совбеза ООН…

В конце прошлого года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила признать незаконным решение о передаче Крыма Украине в 1954 году. Вчера первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров сообщил о завершении работы над таким законопроектом. Его планируют внести в Думу в феврале. Смысл претензий нынешних российских депутатов к депутатам Верховного Совета СССР 3-го созыва в том, что решение Политбюро ЦК КПСС и Верховного Совета СССР о передаче Крыма от РСФСР Украинской ССР было принято без референдума, который предусматривала Конституция СССР, пишет «ДС».

Законопроект об отмене передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР никчемен с точки зрения международного права и нормальной логики. После этого Матвиенко, Джабарову и кто там еще среди авторов этого документа, останется постановить выбросить из Кремлевской стены прах тогдашнего председателя Президиума ВС СССР Климента Ворошилова и выкопать на Новодевичьем кладбище останки Никиты Хрущева. Они же, выходит, «нацпредатели».

Но если уж в России решили пересматривать историю, то должны понимать, что после аннексии Крыма и признания этого факта Государственной Думой в марте прошлого года, РФ де-факто утратила статус правопреемницы СССР в международных делах.

Украина и другие страны СНГ имеют полное право пересмотреть решение о согласии на то, что Россия займет в ООН место СССР. Если Россия считает, что она отобрала Крым законно, пусть вступит в ООН в новых границах.

21 декабря 1991-го года Совет глав стран СНГ в Алма-Аты принял решение, в котором было сказано: «Государства Содружества поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете безопасности, и других международных организациях». О «правопреемственности» речь не шла. РСФСР, в отличие от Украины и Беларуси, не была членом ООН. Потому Совет СНГ разрешил России занять место исчезнувшего СССР. 24 декабря президент России Борис Ельцин известил Генсека ООН о продолжении членства РФ в ООН и Совбезе ООН. А 13 января 1992-го года МИД РФ сообщило миру о том, что будет выполнять все обязательства СССР, в том числе и по уже заключенным договорам. То есть, самостоятельно назначило Россию правопреемником СССР. Мировое сообщество, в том числе и Украина, приняли решение Москвы по «молчаливому согласию». В те времена мир был озабочен проблемой нераспространения ядерного оружия после распада Советского Союза, потому желание России выполнять обязательства СССР никто под сомнение не ставил. В том числе и долговые.

Однако 18 марта 2014-го года Госдума, проголосовав за присоединение Крыма к России, де-факто потеряла статус страны-продолжательницы СССР. Поскольку Россия незаконно присоединила к себе Крымскую автономную республику Украины, значит, мир имеет дело с другой страной. Название то же, но границы - другие.

Отсюда второй момент: Украина и другие страны СНГ имеют полное право пересмотреть решение о согласии на то, что Россия займет в ООН место СССР. Если Россия считает, что она отобрала Крым законно, пусть вступит в ООН в новых границах. Украина также может и должна оспорить пребывание РФ в качестве постоянного члена Совбеза ООН.

На практике, конечно, выгнать Россию из Совбеза не так просто. Но вполне возможно, если у Киева и его партнеров будет на то политическая воля. Международный суд ООН нам в этом деле не помощник, поскольку для рассмотрения спора необходимо согласие второй стороны. А Россия согласия не даст. Но это не означает, что Украина не может обратиться в Международный суд ООН. Москва же, которая не станет судиться с Украиной, будет выглядеть как собака, поджавшая хвост.

Кроме указанного суда есть и иные способы. Мы вправе требовать от ООН создания Международного трибунала по аннексии Россией Крыма. Как в свое время создавались трибуналы по Руанде и бывшей Югославии. Они появились по решению СБ ООН, однако в данном случае нарушителем международного права выступает сам постоянный член Совбеза. Потому решение по трибуналу может принять Генассамблея. Это займет много времени, но вполне реально. После решений трибунала, а они, однозначно, будут в пользу Украины, никаким псевдореферендумом на полуострове Москва не прикроется, можно ставить вопрос перед членами ООН об исключении РФ из состава постоянных членов Совбеза. Ее можно заменить кем-то из стран-основательниц ООН. УССР, продолжательницей которой является Украина, среди основательниц была.   

Есть и третий путь. Украина может обжаловать в международных судах все договора, заключенные Россией после 18 марта 2014-го года. В том числе с третьими странами. Причина проста - ни Украина, ни Генассамблея ООН не признают аннексию Крыма. Это не даст нам возможности выбросить Россию из Совбеза ООН, но все страны, которые будут сотрудничать с РФ, особенно если речь идет о Крыме, сначала пройдут через длительные судебные разбирательства. Китай много десятилетий не признает независимость Тайваня и всячески противодействует странам, признающим этот остров самостийным. Так что мировой опыт есть.

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme