"Директива №1": Зачем Трамп начал космическую гонку на Марс

Президент США Дональд Трамп подписал распоряжение о космической политике страны, согласно которой Соединенные Штаты будут посылать астронавтов на Луну с целью полетов на Марс

"Директива №1": Зачем Трамп начал космич…

"Директива, которую я подписываю сегодня, переориентирует американскую космическую программу исследования и открытия человечества. Это важный шаг для возвращения американских астронавтов на Луну - впервые с 1972 года", - цитирует Трампа CNN.

Президент США также отметил, что цель этой миссии - не только установить флаг и оставить следы на поверхности спутника Земли, но и создать основу для возможных миссий на Марс и, очевидно, к другим далеким мирам". Из этих слов понятно, что Луна является отнюдь не главной целью. Ею является именно Марс.

Еще в начале октября вице-президент США Майк Пенс написал колонку для The Wall Street Journal, в которой объявил, что американцы должны вернуться на Луну. Такая мысль Пенса вышла на следующий день после 60-й годовщины запуска советского "Спутника-1". Нынешнюю "Директиву" подписали в честь 45-й годовщины миссии "Аполлон-17" - последнего полета человека на Луну. Символичность сохранена. Правда, Луна здесь скорее служит промежуточным звеном. Главная цель - Марс. И, если в 20-м веке космическая гонка велась именно за спутник Земли, то сейчас США объявили новую - марсианскую.

Пенс в октябре писал, что Луна должна стать тренировочной площадкой, объектом для усиления коммерческих и международных партнерств и промежуточным пунктом в полетах американцев на Марс.

Зачем нужна гонка на Марс

"Зачем лететь на Марс? Из спортивного интереса. Это единственная, но значимая причина", - заявил в 1988 году в интервью Ciel & Espace Юбер Кьюрьен, министр науки и один из основателей европейской космической программы.

Так же, как и Луна, Марс представляет для человечества интерес не только с точки зрения ответов на вопрос существования внеземной жизни, но и перспективу с точки зрения новых ресурсов. Также цель высадки на Марсе подтолкнет развитие инновационных технологий, которые, в свою очередь, станут двигателем для экономики. Для США это важно с точки зрения дальнейшего доминирования как в технологическом, так и в экономическом плане. Тем более, что нация, которая будет доминировать в космосе, получит безусловное преимущество над другими. Хотя удовольствие это не дешевое. Экспедиция на Марс к 2030-му году, согласно подсчетам, может стоить 210 млрд долларов.

Противостояние за космос существует со времен "Аполлонов". Завоевание Луны имело в первую очередь политическое и символическое значение. Это было своеобразным подтверждением концепции "судьбы", которая была сформирована американцами еще в 19-м веке. Народу первопроходцев предстоит исследовать вселенную.

Если посмотреть на доклад национального совета по научным исследованиям США за 2014-й год, то в нем можно найти ответы на вопрос о необходимости полетов на Марс. В первую очередь, это экономические и технологические причины, а также вопросы обороны и научного просветления. По сути, то, о чем мы уже говорили. Нация, которая будет господствовать в космосе, будет делать это и на Земле.

Что с полетами

Впрочем, перед высадкой на Марс нужно действительно говорить о Луне. Поскольку на нее у человечества большие планы.

После публикации Пенса НАСА начало подготовку к возрождению Лунной программы, также об этом говорили Илон Маск и Джефф Безос, которые имеют собственное видение и готовы принять участие в государственной программе.

Например, глава SpaceX Илон Маск в конце сентября говорил, что его компания может не только построить лунную базу, а даже колонизировать Марс. Космический корабль с названием "Big Fucking Rocket" впервые может быть запущен в 2022 году, а к 2024 году - отправиться на Марс. Маск даже базу на Луне собирается строить. Вот как она должна выглядеть.

Blue Origin владельца Amazon Джеффа Безоса также не отстает. Она провела первые испытания двигателя для ракеты, которая в будущем сможет доставлять грузы на Луну. Это видео не из будущего - наши дни.

НАСА планирует создать международную орбитальную станцию Deep Space Gateway и будет делать это вместе с Россией, Канадой, Японией и европейцами.

Что там, на Луне

С 1972-го года ни один человек не ступал на поверхность Луны, а всего на спутнике Земли побывало 12 человек, пишет The Conversation.

Миссии на Луну планируются не только США, но также Индией, Китаем и Россией, Японией и ЕС. Южная Корея и Северная Корея также смотрят в сторону этого спутника Земли.

Наиболее четкие планы сейчас у НАСА. Сначала планируется запуск в космос ракеты с космическим кораблем Orion. Он должен будет отделиться от носителя, выпустить несколько маленьких спутников и долететь до лунной орбиты. На ней Orion будет находиться 6 дней и собирать необходимые данные, чтобы вернуться с ними на Землю.

Также будет строиться космический порт на лунной орбите. Согласно замыслу, он будет промежуточным звеном для миссий на Луну и в глубокий космос. Там будет создано пространство для проживания астронавтов, шлюз и место для стыковки.

НАСА планирует разработку транспорта - многоразовый корабль на электрической и химической тяге, чтобы работать в космосе. Орбитальная часть станции Deep Space Gateway должна быть сооружена к 2024-2026-м годам - это только планы. А испытания корабля должны быть проведены до конца 2020-го года.

Зачем людям Луна

Есть несколько причин, из-за которых космическая гонка вернулась в нашу жизнь, отмечает The Conversation.

Первая - инновации

Как в прошлом, так и сегодня космос привлекает интерес и инвестиции, потому что люди стремятся исследовать. Исследования космоса работают как объединяющая сила, обеспечивая четкое видение, которое подталкивает технологии и инновации вперед.

После нескольких десятилетий относительного спокойствия в освоении космоса, он вновь рассматривается как технология, которая приводит к движению и прогрессу, в частности и в экономике. Эти мотиваторы считаются особенно важными для стран с развивающейся экономикой, таких как Индия, Китай и Россия. Даже в Австралии создают космическое агенство, потому что видят в космосе перспективы для развития и дополнительный стимул для прогресса.

Вторая - конкуренция

Исследования Луны - это международное сотрудничество, а также конкуренция.

Государства, не имеющие космической программы, могут разрабатывать инструменты и приборы для полета на космических аппаратах, которые создаются и запускаются другими странами. Например, индийский корабль Chandrayaan-1 перевозил приборы из Швеции, Германии, Великобритании, Болгарии и США на Луну.

Экономическая и геополитическая конкуренции происходят потому, что Луна рассматривается как девственная территория. Ни одна страна не может владеть Луной согласно Договору ООН 1967 года, который подписали более 100 стран. Но есть претензии на ресурсы. Например - Гелия-3 (изотоп элемента гелия). Его очень много на Луне, но он редко встречается на Земле. Это потенциальное топливо для ядерного синтеза, потенциально неограниченного и экологически чистого источника энергии. Китай уже проявил большой интерес к лунному Гелию-3.

Луну можно сравнить с Антарктидой 1950-х годов, когда континент был разделен 12 странами, которые в то время имели научные программы в регионе. Соответственно, кто первым долетит на Луну с новыми технологиями, тот, как минимум, выиграет время и сможет использовать это для своего блага.

Третья - простая цель

Радиосвязь между Землей и Луной почти мгновенная - задержка 1-2 секунды (расстояние 384 400 км). Для сравнения, между Землей и Марсом время двухсторонней связи может составлять больше часа.

Низкая гравитация и отсутствие атмосферы на Луне также упрощают операции для станций и аппаратов.

Советские миссии на Луну показали, что технически целесообразно применять робототехнику для того, чтобы собрать образцы и привезти их на Землю. Китай намерен запустить роботизированную миссию на Луну для получения образцов в ближайшие 1-2 года. В случае успеха - это будут первые образцы, доставленные с Луны с 1976 года.

Четвертая - новые открытия

Японские космические аппараты "Selen" и индийский "Chandrayaan-1" обнаружили на Луне новые распространенные минералы, а также исследовали районы потенциальных ресурсов.

Также важным открытием стало наличие водного льда и других органических соединений в постоянно затемненных областях Луны, которые никогда не видят солнечного света. Водный лед на Луне может быть использован как ресурс для производства топлива или поддержания жизни человека. Это будет главным преимуществом будущих миссий, если учесть стоимость транспортировки воды с Земли на Луну.

Конечно, необходимы технологии для восстановления этих ресурсов, которые находятся в среде с температурой -250 ℃, что также подталкивает прогресс.

Пятая - возможность изучать Землю

Кроме практических вопросов, изучение Луны привело к совершенно новым идеям о происхождении Солнечной системы.

До миссий "Аполлона" человечество считало, что планеты образовывались в течение длительных периодов времени путем медленной агломерации пылевых частиц. Лунные скалы, доставленные на Землю во время миссий "Аполлона", изменили эту идею буквально за одну ночь. Теперь мы знаем, что гигантские столкновения планет были обычным явлением. И именно столкновение планеты размером с Марс с Землей, возможно, сформировало Луну.

Мы также узнали, что темные пятна на Луне - это шрамы от астероидов с орбитами Юпитера и Сатурна.

Будущие исследования Луны, несомненно, приведут к более глубокому пониманию происхождения Земли.

Украина на Луне

Гендиректор КБ "Южное" Александр Дегтярев год назад заявил, что Украина имеет все технологии для строительства базы на Луне и полета на Марс.

"Сегодня Украина обладает достаточными технологиями, которые позволяют изготовить все компоненты для такого проекта (полета на Марс, - Depo.ua). Но мы предложили полгода-год назад проект создания экспериментальной базы на Луне", - отметил Дегтярев. Тогда он находился на космодроме NASA, где состоялся запуск ракетоносителя Antares. Недавно состоялся очередной удачный запуск этой ракеты-носителя. Antares - одноразовая ракета-носитель, разработанная Orbital Sciences Corporation и КБ "Южное" для запуска полезных грузов массой до 5,5 т на низкую опорную орбиту.

Кроме Antares, успешными проектами с участием КБ "Южное" являются ракеты-носители Vega и "Зенит".

Поэтому, вполне реально, что колонизация Луны не обойдется без украинских технологий и ракет-носителей, которые точно понадобятся для доставки грузов. Будем ли мы на Марсе - покажет только время.