Беззубая Европа: Сигнал для Украины предоставила история относительно "патрулирования Персидского залива"

Приняв решение умиротворить иранский режим дипломатическими уступками, ведущие страны ЕС первыми от него и пострадали, оказавшись перед региональным противником, противостоять которому фактически не способны

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Беззубая Европа: Сигнал для Украины пред…

История о защите интересов европейских торговых компаний, танкеры которых на протяжении последних недель не могут безопасно проходить через Ормузский пролив по причине откровенно агрессивных действий Ирана, плавно преобразовывается из драматической в гротескную и абсурдную.

После захвата танкера Stena Impero, шедшего под британским флагом, который выглядел как явный ответ на действия британцев по задержанию иранского танкера с контрабандной нефтью для Башара Асада, в Лондоне поняли, что с Ираном придется что-то делать. Поскольку одного британского военного корабля, который патрулирует Ормузский пролив, HMS Montrose, банально не хватает для надежного конвоирования всех британских танкеров.

Это понимание вряд ли вызвало бурю энтузиазма у потенциальных исполнителей - поскольку шесть из тринадцати британских фрегатов и три из шести эсминцев находятся на плановом обслуживании. Которое заключается в модернизации двигателей и других мероприятиях для продления срока их службы. Поскольку из-за задержки со строительством новых кораблей срок службы имеющихся должен значительно превышать запланированные 20 лет. Такая модернизация проходит в лучшем случае месяц и не может быть прервана при любых условиях.

Злые языки из британского флота намекают, что из оставшихся 10 кораблей немедленно выйти из гавани и отправиться "властвовать над морями" также способны едва половина.

Поэтому, взвесив реальные боевые возможности своего некогда выдающегося флота, Лондон призвал остальные европейские государства создать военно-морскую миссию с целью обеспечения безопасного прохода судов через Ормузский пролив на фоне кризиса с Ираном.

При этом глава Форин офиса Джереми Хант особо отметил, что миссия "не будет частью политики США по "максимальному давлению" на Иран, потому что мы как и ранее привержены сохранению иранской ядерной сделки".

Идею в Европе восприняли вроде как одобрительно Франция, Италия и Дания вербально поддержали начинание, а анонимные чиновники ЕС заявили, что "запрос Британии, а не Вашингтона, облегчает европейцам сплочение вокруг такой идеи".

Однако в отношении практических участников возникли "неожиданные сложности". В частности, пресс-секретарь МИД Германии несколько часов назад заявил, что его страна "интенсивно участвует в переговорах" относительно миссии. "Но концептуальные обсуждения только начинаются. Сегодня очень рано говорить о форме возможной поддержки со стороны Германии или участии в ней", – заявил представитель немецкой дипломатии.

Что в переводе с дипломатического языка на общепонятный, очевидно, означает следующее - к немедленной реакции на очевидную агрессию против дружественной европейской державы никто всерьез реагировать немедленно не собирается. И если когда-нибудь соберется - то очень нескоро. А корабли, которые "зависли" у пролива в ожидании конвоев, очевидно, должны подождать до завершения "концептуальных обсуждений".

В процессе они или заменят британский флаг каким-то более удобным, или, возможно, "ошалелые милитаристы" из администрации Дональда Трампа все же загонят в регион авианосец, который очистит воды от "стражей ислама". Одним словом, как-то оно будет.

Подобное демонстративное поведение Германии, скорее всего, станет для других стран модельным. То есть решительных заявлений - наподобие итальянских и французских - возможно, даже увеличится. А вот кораблей, готовых к противостоянию с иранским москитным флотом в Ормузском проливе - вряд ли.

Впрочем, вся эта история подводит нас к нескольким простым выводам. Из которых первый и наиболее очевидный - заключается в том, что европейские страны действительно слишком долго и слишком легко пользовались военной поддержкой США. И сейчас охлаждение отношений с Вашингтоном, в котором прозрачно намекнули, что защита британских танкеров является делом Великобритании, европейские государства оказались в весьма непростой ситуации - когда приходится проектировать силу против регионального игрока. А силы, кажется, то ли не хватает - то ли просто за годы мира все забыли, как это делается.

Второй вывод содержит геополитический характер. И заключается он в том, что политика умиротворения тоталитарной страны посредством подписания дипломатических документов, которую старательно проводили британские, французские и немецкие политики, банально не срабатывает. Для воздействия на Тегеран (и не только Тегеран, но и на Москву, Пекин, Пхеньян) требуется наличие существенной военной мощи, и готовность ее использовать. Поэтому танкеры под британским флагом - страдают, а вот под американским - пока нет.

А третий вывод выглядит крайне неутешительным для Украины. Если современные европейские государства не в силах объединить усилия для защиты собственных экономических интересов от не слишком большой тоталитарной страны, то надежды украинцев на длительную и существенную помощь европейского сообщества в нашем противостоянии с Россией выглядят, скажем прямо, достаточно наивными.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme