Коалиция и референдумы: Какой будет международная политика Зеленского

Хочется этого победителю президентской гонки или нет, но в вопросах внешней политики ему придется быть популистом. Балансируя, скорее всего – недолго и безуспешно - между противоположными пожеланиями отдельных групп населения и интересами политико-финансовых кругов, которые стояли за его избранием

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Коалиция и референдумы: Какой будет межд…

После публикации результатов экзит-поллов перспективы президентства Владимира Зеленского из сферы вероятного стремительно переместились в сферу реального. И вопрос о внешнеполитических планах кандидата-победителя стремительно превратился в один из приоритетов национальной безопасности государства. С победой его уже поздравил не только Петр Порошенко, но звонили французский президент Макрон и американский лидер Дональд Трамп.

Одной из крупнейших проблем с внешнеполитической программой Владимира Зеленского, на самом деле, является факт ее полного отсутствия. Нет-нет, немало высказываний кандидата и, особенно, членов его штаба на какие-то касающиеся этого темы за время гонки прозвучало. Коллеги старательно, но безуспешно, пытались их систематизировать. Но не только целостной программы, но и чего-то, что отличалось бы от пожелания "за все хорошее и против всего плохого", услышать общественности так и не удалось.

Примером может служить позиция кандидата в отношении вступления в НАТО и ЕС. Сначала Зеленский заявлял, что вступление в НАТО является приоритетом в сфере безопасности, а о ЕС скромно молчал. Затем, в конце прошлого года, в известном интервью Дмитрию Гордону сказал, что Украину в ЕС и НАТО никто не зовет, а он "не ходит в гости куда его не приглашают". Проходит еще два месяца – и Зеленский заявляет: "Буду делать все для того, чтобы через 5 лет Украина могла бы обратиться (в ЕС - ред) за Планом относительно кандидатства – как минимум. В идеале – обращение за Планом относительно членства". Ни первого, ни второго документа в юридической практике ЕС не существует.

Оценить вероятную внешнеполитическую позицию Зеленского, отталкиваясь от его кадровых решений относительно будущего руководителя МИД, тоже не представляется возможным, поскольку штаб кандидата наотрез отказывался что-то сказать о возможном министре иностранных дел, мотивируя молчание "заботой о безопасности" кандидата на эту должность. Александр Данилюк, которого "сватали" на пост главы МИД, сегодня все слухи опроверг, заявив, что эта должность ему "не интересна".

Еще Владимир Зеленский озвучивал весьма причудливые предложения относительно того, что Украине следует сформировать военный союз с Канадой (там много этнических украинцев), Польшей (потому что там много украинских гастарбайтеров), обратиться за помощью к гарантам Будапештского меморандума, и тому подобное. Остается надеяться, что все вышесказанное было скорее эффектным завершением карьеры комика, а не началом карьеры президента Украины.

Если же присмотреться к каким-то более адекватным заявлениям кандидата-победителя и его команды, то они выглядят следующим образом: Зеленский не собирается идти ни на какие уступки России в отношении Крыма, не будет вести никаких переговоров с представителями "Л-ДНР", и не собирается разрывать дипломатические отношения с Россией. А Минские соглашения – "заложены в логику дипломатических действий как Украины, так и наших партнеров – в частности, санкционной политики. Поэтому отказываться от них нельзя". Все это, безусловно, позитивно и обнадеживающе.

Но читая те элементы внешнеполитической программы Владимира Зеленского, где он высказывается сколько-нибудь четко и понятно, не покидает одна мысль. Что все им сказанное – это результат работы скорее социологов, а не политических экспертов или мнение самого кандидата. Поскольку четко изъясняться он пытался только относительно тех тем, вокруг которых есть политический консенсус в обществе. Зато спорные вопросы кандидат старательно и более или менее успешно – в своих речах обходил.

Но внешняя политика состоит не только из "не отдадим Путину Крым", с чем все адекватные украинцы согласны. Она состоит еще и из дестков, если не сотен, вопросов, в отношении которых Украина расколота на два, три или четыре лагеря. Есть вопросы о том, как выстраивать отношения с венграми, и на какие компромиссы можно согласиться в отношениях с Польшей. Какую позицию занимать в конфликте между США и ЕС – и стоит ли поддерживать произраильские инициативы Дональда Трампа. А еще есть вопросы относительно, например, выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС – которые идут наперерез интересам некоторых украинских олигархов.

И все эти вопросы невозможно решить исключительно референдумами, на которые большую надежду возлагает Зеленский. Поскольку подавляющее большинство граждан Украины не имеет достаточно знаний и компетенций для того, чтобы сколько-нибудь осознанно решать вопросы внешней политики. А что происходит, когда эти вопросы все-таки отдают "на откуп" референдумам, все хорошо видели на примере Брексита.

Поэтому исключительно "на социологии" внешнюю политику выстроить не удастся. А никакой идеологии, которая в некоторых случаях, давала бы готовые ответы на некоторые сложные вопросы, у сегодняшнего победителя выборов, кажется, просто нет.

Более того, освоить международную тематику на уровне, достаточном для адекватного управления государством, команда Зеленского очевидно также не успеет. Поэтому вопрос теперь заключается в том, удастся ли победителю выборов создать в кратчайший срок "команду технократов", достаточно подготовленную к такому управлению. А также удастся ли придерживаться советов этих технократов – даже если это окажется в какой-то степени вредным для рейтинга. Зеленскому, с его "инаугурационным" заявлением "я обещаю, что никогда не подведу вас всех", сейчас, в момент эйфории, хочется верить, что да. Но реальность может оказаться совершенно иной.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme