Работники в заложниках: Как у Шмыгаля создают революционную ситуацию во время эпидемии

Государство пытается ограничить свободу передвижения гастарбайтеров, демонстрируя при этом правовой нигилизм и не давая людям других источников для заработка. При этом открывает новые возможности для демонстративной коррупции, подталкивает ситуацию к социальному взрыву

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Работники в заложниках: Как у Шмыгаля со…
фото: Скриншот

История с украинским правительством и премьер-министром Денисом Шмыгалем, который сначала решил устроить тотальный карантин, потом вроде как согласился на выезд гастарбайтеров чартерными рейсами, далее – попробовал это согласие отозвать, а под конец заговорил о своем желании "защитить" украинских гастарбайтеров за рубежом, не оставила равнодушным никого.

Широкие круги почтенной публики не без оснований заговорили о возвращении Советского Союза, с авторитарной традицией "ручного управления" ситуацией и равнодушного отношения власти к каким-либо законам, включая Конституцию и доктрины естественного права.

Читайте также: "Началась Тли орговля рабами": Как соцсети комментируют заявление Шмыгаля о гастарбайтерах

Другие склонны рассматривать всю ситуацию, как попытку "торгануть" гастарбайтерами, зарабатывая внешнеполитические баллы с помощью "экспорта крепостных" – пардон, выдачи разрешений на вылет гастарбайтеров в ту или иную страну.

Причины для подобных разговоров есть веские. Так как выборочные ограничения свободы передвижения без введения чрезвычайного положения, так и циничные расчеты в решениях украинского правительства просматриваются достаточно четко. Ко всему вышеперечисленному можно добавить еще и административный хаос, который явно просматривается в том, что некоторым чартерам удается вылететь, а некоторые – пытаются задержать в совершенно аналогичных условиях. А потом, то ли оценив реакцию пассажиров, то получив телефонный звонок от иностранных дипломатов, самолеты все-таки выпускают.

Но это только одна сторона медали. Ее видят люди, которые вряд ли хоть раз в жизни шли пешими переходами в Польшу, чтобы попасть в набранную сомнительным посредником "бригаду" с той стороны.

Поскольку граждане с практическим опытом заработка сразу заинтересовались другим, не менее отвратительным моментом.

Суть его заключается в том, что пока назначен правительством на эту роль вице-премьер по вопросам европейской интеграции Вадим Пристайко будет торговать "крепостными" на европейском рынке, в Украине развернется совсем другая торговля. За места на "те самые" рейсы, которые вылетят в Лондон, Стокгольм или Мадрид с Барселоной.

И можно ни разу не сомневаться в том, что эта торговля будет даже более ожесточенной, чем дипломатические переговоры. И вряд ли обойдется без противозаконных материальных стимулов для тех, кто будет распределять места.

Пока не известно, как будет выглядеть такое распределение на практике. То ли люди просто будут покупать билеты – вокруг чего развернется куча "посреднических" фирм, которые помогут купить очень дефицитный товар за весомое вознаграждение. То ли разрешение на вылет того или иного чартера придется "пробивать" через государственных чиновников, что обойдется также недешево. В любом случае, государственное регулирование, введенное под маской "заботы о легальном трудоустройствео", даст почву для очередного коррупционного гешефта чиновников, ответственных за выдачу разрешений на чартеры, и коммерческих структур, которые этой выдаче "будут способствовать". Возникнет что-то похожее на ситуацию с польской границей, где на "перевозки через границу" имеет право одна-единственная структура. И берет 50 злотых за проезд 300 метров дороги на Краковецкой таможне. Хотя, говорят, есть и "внесистемные" перевозчики, которые напрямую договариваются с пограничниками. Получается до 300 злотых с одного автомобиля.

В ситуации, когда немало бедных гастарбайтеров – из числа сезонных сельхозработников – доедают последние финансовые ресурсы из прошлогодних заработков, платить взятки им будет нечем. И, учитывая экономическую ситуацию в стране, одолжить тоже не у кого.

При этом финансовая безысходность – это только одна сторона ситуации. Другая будет состоять в том, что часть работников сможет вылететь – банально заплатив взятку. Что с высокой вероятностью вызовет жесткую социальную реакцию. Проблема заключается в том, что эта реакция может вылиться в хаотичные акции прямого действия. Пострадать от которых могут причастные и непричастные. Не говоря уже о соблюдении карантинных норм, которое, скорее всего, будет забыто – со всеми вытекающими последствиями.

В этом месте можно задать вопрос – неужели украинское правительство, которое вроде как требует для гастарбайтеров легального трудоустройства и социальных гарантий, настолько неправо?

Ключевым словом здесь является "как будто". Поскольку прибыть сейчас без рабочей визы или вида на жительства в большинство стран ЕС, изображая из себя "туриста", сейчас и так невозможно. Поэтому подавляющее большинство пассажиров чартерных рейсов и без заботы Шмыгаля работают вполне легально.

Зато если в Кабмине именно сейчас настолько хотят требовать у ЕС каких-то дополнительных гарантий для гастарбайтеров (все остальные проблемы, наверное, уже решены), то это вполне можно делать по обычным дипломатическим каналам. В рабочем режиме, силами того же Пристайко. Отказавшись от попыток взять в заложники собственных граждан, и устроить очередное коррупционное "корытце" на выдаче разрешений на вылет.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme