Закон о медиа: Почему в ЕС инициативы Зе-команды в отношении журналистов назовут цензурой

Законопроект "О медиа", подготовленный рабочей группой при комитете ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики, может вызвать очередную порцию критики и замечаний в адрес украинских законодателей со стороны Венецианской комиссии. И не только

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Закон о медиа: Почему в ЕС инициативы Зе…

Презентация проекта закона "О медиа" состоялась на этой неделе на заседании парламентского комитета гуманитарной и информационной политики. Инициативу коллег представил председатель комитета Александр Ткаченко. Это событие закрыли от общественности, что возмутило часть депутатов, которые передали текст проекта изданию "Детектор медиа". Следующим шагом должно стать принятие документа уже на открытом заседании этого же комитета, которое планируется на 23 декабря. Далее произведение законодателей должны передать на рассмотрение парламента и планируют принять в первом квартале 2020 года.

Ранее, 13 ноября, Александр Ткаченко и его заместитель по комитету Никита Потураев публично представили концепцию будущего закона о медиа. Сама по себе идея закона конструктивна. Речь идет о комплексном акте, который должен урегулировать работу всей медийной сферы и заменить целый ряд законов, которые действуют сегодня:

- "О телевидении и радиовещании" (принят в 1993 году, изменен в 1996-м),

- "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" (образца 1993 года),

- "Про информационные агентства" (от 1995 года),

- "О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания" (2005 года),

- "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" (1997 года),

- "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации" (действует с 1997 года).

Авторы законопроекта отмечают, что действующее законодательство в области СМИ устарело и не соответствует новым реалиям. Существуют разные правовые режимы для разных медиа, чем нарушается принцип нейтральности. В действующих законах есть "мертвые" нормы, которые пора убрать. Разработчики апеллируют и к необходимости имплементировать в законодательство Украины директивы Европарламента и Совета ЕС об аудиовизуальных медиауслугах.

Читайте также: Зачистка медиапространства: Почему министры Зеленского хотят криминализировать работу журналистов

Новым законом должны быть урегулированы такие действительно важные вещи, как признаки субъектов информационной деятельности и требования к ним, критерии их принадлежности к юрисдикции Украины, прозрачность структуры собственности, вопрос контента, в том числе языковые и другие квоты. Отдельным разделом в законе обещают прописать статус, задачи и другие важные вещи относительно Нацсовета по телерадиовещанию.

Также в проекте пойдет речь о порядке рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере медиа, прописаны санкции за такие нарушения вплоть до аннулирования лицензий, будут определены ограничения, связанные с вооруженной агрессией или военным положением. Наконец, будет определен правовой статус и обязанности журналистов.

К субъектам медиа предлагается отнести:

- аудиовизуальные медиа:

линейные (ТВ и радио),

нелинейные (сервисы наподобие Netflix или Megogo),

особые (общественные медиа, вещание общин, иновещание – UА: и т. п).

- печатные медиа,

- онлайн медиа.

Платформы общего доступа к информации типа социальных сетей, медиа считаться не будут.

Что касается юрисдикции медиа, то основными ее критериями авторы законопроекта "О медиа" предлагают определить местонахождение или редакционный контроль, доступность или направленность сервиса на территорию, возможность оплаты сервиса резидентами, радиочастотный ресурс, для онлайн медиа – домен .UА или домены второго уровня в .UА, и тому подобное.

На период вооруженной агрессии предусматривается ограничение ретрансляции медиа под юрисдикцией государства-агрессора, приостановление деятельности медиа, которые финансируются лицами государства-агрессора и в которых существенное участие имеют такие лица.

Предложенные ограничения относительно структуры собственности СМИ имеют такой вид:

  Графика: презентация концепции закона "О медиа", источник: "Детектор медиа".

Среди новаций, которые привлекли наибольшее внимание общества и собственно работников СМИ, авторы планируют заложить в документ ограничения на распространение определенной информации, раздел о дезинформации и новые виды санкций для СМИ.

Новый закон запретит распространять в медиа:

Теперь о том, за что обнародованный вариант законопроекта критикует профессиональное сообщество. Комментируя прописанную в проекте уголовную ответственность за дезинформацию, председатель ОО "Детектор медиа" Наталья Лихачева высказалась против таких жестких санкций. По ее мнению, уголовная ответственность в таких чувствительных сферах может иметь обратный эффект. Впрочем, эксперт ратует за усиление регулятора в этой сфере и поддерживает целесообразность значительных штрафов за дезинформацию, которая действительно является важной проблемой.

Ранее министр культуры Владимир Бородянский говорил о необходимости прописать в законодательстве защиту информационного поля Украины от манипуляций, а журналистов – от давления. По его словам, должна быть усилена ответственность журналистов за распространение манипулятивной информации и дезинформации через введение понятий и критериев манипулирования общественным мнением. Бородянский также говорил, что журналистам может грозить уголовная ответственность за публикацию проплаченных лживых материалов, влияние которых на общество может представлять угрозу национальной безопасности страны.

Читайте также - Нехватка денег и избыток свободы: Как "слуги" хотят обложить налогами Facebook и Netflix

Начались же разговоры о намерении властей создать законодательные препятствия деятельности медиа после того, как президент Владимир Зеленский своим указом поручил правительству разработать законопроект по урегулированию деятельности медиа, в котором предусмотреть требования и стандарты новостей. А также механизмы "предотвращения распространения недостоверной, искаженной информации, ее опровержения, запрета физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине, а также предусмотреть усиление ответственности за нарушение законодательства об информации".

Возникший резонанс заставил власти смягчить тон и объяснить, что президента не так поняли и что речь идет о создании современного закона о СМИ. Но осадок остался.

Читайте также: Тактика ползучего наступления: Почему Зеленский дал заднюю в истории со стандартами для СМИ

Поддержат ли такие планы Банковой в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия)? На днях эксперты этого совещательного органа Совета Европы высказали критические замечания к двум системным законопроектам – о реформе судоустройства, который вносил президент Зеленский, и "языковом законе". Учитывать эти рекомендации или нет – дело официального Киева. Но в европейском сообществе, частью которой хочет стать наша страна, принято внимательно относиться к пожеланиям авторитетных экспертов Венецианки. И стоит ли нарываться на новую порцию критики, одобрив несколько "драконовские" санкции в отношении журналистов – вопрос риторический. По крайней мере даже приснопамятный Янукович пытался не ссориться с Западом на пустом месте.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme