Нас — 37 миллионов: Как перепись населения от Дубилета повлияет на выборы и бюджет

Оценка численности имеющегося населения страны от правительства Гончарука дает основания для ряда выводов. Но она не заменит полноценной переписи, отказ от которой порождает подозрения о неискренности намерений власти

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Нас — 37 миллионов: Как перепись населен…

Итак, нас, живущих, или, на языке чиновника, имеющихся в Украине – 37 миллионов 289 тысяч. Такое количество жителей по состоянию на 1 декабря 2019-го установила оценка, которую провело правительство. Прежде всего выясним различие между постоянным и имеющимся населением. Заключается она в том, что постоянные жители на момент опроса находятся на конкретной территории, и к ним причисляют тех, кто живет там временно. А постоянное население включает и тех, кто на момент опроса отсутствует на территории, но от этой цифры отнимают временных жителей. Итак, в правительственных данных речь идет именно о реально имеющемся населении.

И вот какое демографическое "фото" было получено властями. По сообщению ответственного за "электронную перепись" министра Кабинета министров Дмитрия Дубилета, население Украины (без жителей временно оккупированных территорий) на 1 декабря 2019 года составило 37 миллионов 289 тысяч.

Из них: 20,01 млн женщин, 17,28 млн мужчин.

Детей до 14 лет в Украине 5,76 млн (15,4%). Это наше будущее, которого у нас угрожающе маловато.

А вот и наш основной трудовой ресурс, призванный создавать национальный продукт и продвигать Украину к сияющему кругу лидеров Центрально-Восточной Европы, как это обещал в Давосе президент Зеленский. Молодежи "раннего трудоспособного возраста от 15 до 24 лет у нас насчитали 3,58 млн (9,6%). Взрослых "основного трудоспособного возраста от 25 до 54 лет – 16,46 млн (44,1%), людей "зрелого возраста" от 55 до 64 лет – 5,24 млн (14,1%). Кстати, здесь государство завуалированно указывает, какой возраст оно считает средним возрастом выхода на пенсию: сейчас это 65 лет.

Пожилых украинцев от 65 лет и старше насчитали 6,25 млн (16,8%) – чуть больше, чем детей.

Из всего этого массива в Киеве проживают 3,7 млн человек.

Для установления этих данных использовали несколько методов оценки. Так, Дубилет поблагодарил операторов мобильной связи, данные которых брали для оценки. Также использовались социологические опросы, данные Пенсионного фонда, Госреестр физических лиц и другие реестры. Чиновники утверждают, что отклонения полученных данных не превышает 2,86% от оценок каждым из методов.

Привлекают внимание слова министра Кабинета министров о том, что Кабмин до сих пор не решил, проводить ли "традиционную" перепись населения в 2020 году. Об этом обещают подумать через несколько месяцев – но есть большой риск, что "успокоятся" на полученной оценке. Скажем, Дубилет считает такую перепись ненужной. При этом он кичится тем, что "ни одна бюджетная гривна не пострадала". "Для государства эта работа не стоила никаких дополнительных денег. Традиционная перепись населения обошелась бы в 3.4 млрд грн (бюджет, заложенный на 2020 год), а итоги мы бы получили в первом квартале 2021 года", - написал Дубилет в Фейсбук.

Тем временем напомним: среди предвыборных "пряников" от партии "Слуга народа", которые были действительно стоящими внимания, значилась и обещание провести всеукраинскую перепись населения. Это решение давно созрело: последняя перепись населения проводилась в Украине еще при президенте Леониде Кучме, 19 лет назад. На то время, в 2001-м, на единой еще территории государства проживали 48 млн 457 тыс. лиц.

В проекте бюджета Украины на 2020 год, который Рада приняла в первом чтении 18 октября, закладывали расходы Госстата по статье "Статистические наблюдения и переписи" в размере 3 млрд 441,6 млн грн. Позже в правительстве назвали и ожидаемые сроки проведения всеукраинской переписи: ноябрь-декабрь 2020 г. Даже запланировали пробную перепись населения в Оболонском районе Киева и одном из районов столичной области.

И неожиданно в окончательном варианте закона о госбюджете-2020, принятом 14 ноября, о переписи уже не говорится. А есть только расходы Госстата по статье "Статистические наблюдения" – 1 млрд 350,6 млн грн.

Так "легким движением руки" правительство сэкономило 2 млрд грн, которые планировало потратить на перепись. Вместо этого провели оценку данных, кокетливо названную "электронной переписью", к полноте и достоверности которой возникают вопросы у специалистов. Избранный метод – это не социологический опрос, но и не перепись. Координатор Экспертной платформы Национального банка Украины Андрей Блинов в Фейсбук назвал оценку "сложным миксом, который напоминает систему, где фильтр грубой очистки работает, но до тонкого дела не доходит".

На самом деле подсчет за активными сим-картами мобильных операторов, где в семье из трех человек их может быть пять или больше, а в небогатой семье с тремя детьми – лишь одна, оставляет простор для предположений. "Государство могло бы провести кампанию по выдаче всем гражданам индивидуальных налоговых номеров (фактически их нет разве что у детей) и на основании этого посчитать численность населения", - говорит эксперт.

Конечно, для государственного планирования появление даже такой оценки – это лучше, чем использование в нынешних реалиях результатов переписи-2001, искривленных давностью лет, масштабной внутренней и внешней миграциями и потерей территорий. Полученный (после вычета жителей оккупированных территорий) "минус" в 4 млн человек похож на взвешенные оценки численности украинцев, которые сейчас постоянно работают за рубежом. И это уже лучше, чем тыкать пальцем в небо, как это до сих пор делали чиновники, оценивая масштаб трудовой миграции.

Главный эксперт Нацбанка видит еще один позитив в проводимой оценке: после ревальвации и уточнения численности жителей номинальный ВВП Украины на душу населения вырос с ориентировочно $3100 в 2018 году до $4100 в 2019-ом. Получается, всего лишь посчитав, как следует, власть получила экономический рост!

Но все же специалисты единодушно рекомендуют правительству не отказываться от проведения полноценной переписи. Полученный под руководством Дубилета результат можно взять за основу для такой переписи. Однако он не может дать ответы на важные вопросы, которые ответственное государство не может не ставить перед собой. Речь идет о качественном, а не только количественный составе населения, о реальных квалификациях украинцев, о языковой "картинке" и тому подобное. "Электронной переписью" не установишь достоверное количество людей, которые нуждаются в социальной помощи, субсидиях, других выплатах. Так и осталась "белым пятном" для государства настоящее количество переселенцев, которые действительно живут в новых для себя общинах, а не "пенсионных туристов" из так называемых "республик". Еще с 2005 года неизвестной остается статистика о тех, кто нуждается в жилье. Перечень данных, которых государство не владеет и не получила благодаря дубилетовской оценке можно продолжить.

Почему же действующая власть явно не спешит с решением о классической переписи своих "подданных"? Только ли с целью экономии бюджетных средств? Некоторые специалисты видят за этим нежеланием определенные мотивы.

В частности, оценка "от Дубилета" не дает возможности установить реальное количество граждан, которые имеют право голосовать на каждом конкретном избирательном округе. Потому что имеющиеся жители – это не постоянные жители, как мы объяснили выше. При отсутствии переписи можно и дальше менять границы избирательных округов, как это раньше не раз делалось на основе апеллирования к гипотетической численности населения, которую точно может показать только перепись. Такая манипуляция дает возможность добавить процент к результату той политической силы, в руках которой рычаги управления государством. Или упростить жизнь на выборах нужному кандидату.

Но не только политическими мотивами определяется нежелание власти организовать полноценную перепись. Все средства, заложенные в государственном бюджете, власти рассчитывают, исходя из оценочных предположений о количестве населения. Сегодня госбюджет формируют по данным Госстата, которые учитывают лишь естественное сокращение населения. Вне поля зрения остаются фактическое число трудоспособных, трудовых мигрантов и другие данные. За такими неточными данными определяют минимальную заработную плату, пенсии, субсидии, социальные программы. И если эти оценки выше реальности, а именно так и есть, то миллиарды гривен на людей, которых физически нет в стране, "зависают в воздухе". И из этого воздуха их можно "освоить" по разным схемам. Эксперты называют именно эту причину одной из таких, которые больше всего влияют на регулярный перенос новой переписи населения. А решение о переписи откладывали и во времена президента Януковича, и при Петре Порошенко. Ссылались на высокую стоимость процедуры. Но по факту отсутствие в руках чиновников реальной ситуации в государстве обходится налогоплательщикам значительно дороже.

Поэтому демографическая оценка, проведенная правительством, заслуживает внимания. Но не снимает с повестки дня актуальность проведения переписи населения Украины. Также необходимо создание полноценного демографического реестра. Уже в первом полугодии 2020 года действия чиновников по организации такой переписи или ее саботаж четко укажут на то, есть ли у нынешней власти реальное намерение провести "инвентаризацию государства", или и далее государственное планирование будет напоминать гадание на кофейной гуще или рыбалку в мутной воде.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme