Медицина – в "минус", реверс – в "плюс": Выживут ли общины Хмельницкой области с урезанными госсубвенциями

В этом году теробщины вынуждены более активно добывать деньги на своих жителей. Недостача средств существенна в медицине, а еще – едва ли не "полный ноль" в финансировании 30-километровой зоны наблюдения АЭС

Журналист региональной редакции Depo.Хмельницький
Медицина – в "минус", реверс – в "плюс":…

Депутаты местных советов Хмельницкой области не перестают "ломать" голову, раздумывая, как выжить традиционно дотационным областям в этом году. Добавляют "минусов" в главную смету особенности межбюджетных взаимоотношений. Продолжается тенденция к снижению дотационности областного бюджета.

Ситуация в области

В 2020 году собственные доходы растут, а объем трансфертов, которые предоставляются из государственного бюджета областному, уменьшается на 4 617,7 млн грн и составляет 1 838,1 млн гривен. Отдельные цифры выглядят просто угрожающе. К примеру, здравоохранение получит в этом году лишь 41% от суммы, которая была профинансирована в прошлом году - на всю отрасль планируется направить 473 млн грн. Государственные субвенции сократились вчетверо, втрое меньше на учреждения здравоохранения, нет ни копейки на развитие системы здравоохранения в сельской местности. Меньше процента, по сравнению с тем же 2019 годом, будут субвенции из госбюджета социального характера.

Однако следует сразу отметить, что на медицину деньги выделены только на первый квартал, а уже дальше должна начать работуь реформа вторичного звена оказания медпомощи, и "деньги придут за пациентом". Заработает ли все аккурат 1 апреля – неизвестно, и на местах готовятся дефицит средств "закрывать" из местной казны.

В целом образовательная субвенция для областного бюджета в этом году составляет 2668,4 млн грн, медицинская – 254,45 млн грн. Для сравнения, в прошлом году образовательная субвенция составляла 2393,9 млн грн, медицинская – 1879,6 млн грн.

Уже сейчас депутаты местных советов пытаются закрыть, какие можно, заведения образования и охраны здоровья, чтобы сэкономить и иметь возможность платить зарплату специалистам а также обеспечить адекватные условия ученикам или пациентам. Чтобы обеспечить местные бюджеты дополнительным ресурсом для финансирования среднего образования и здравоохранения, которые не финансируются за счет образовательной и медицинской субвенций, в Бюджетном кодексе Украины есть некий трансферт – дополнительная дотация на осуществление переданных из государственного бюджета расходов по содержанию учреждений образования и здравоохранения.

В Хмельницкой области полученную сумму на текущий год – 305 507, 5 тыс. грн – распределили полностью: в облбюджете оставили 40% средств; городам областного значения, а их семь, дали 4,4%; 32% – получили районные бюджеты, ОТО - 23,6%.

В Минфине отмечают, что сокращение объема средств в бюджетах от субвенций из государственного бюджета не вредит децентрализации, поскольку они направляются на выполнение государством своих общегосударственных функций:

– с 1 апреля 2020 года медицинская помощь во всех медицинских учреждениях будет финансироваться на основе прямых договоров между НСЗУ и медучреждениями, что будет сделано в рамках медицинской реформы. Поэтому медицинская субвенция прекратит существование;

– с 1 января 2020 года распределение социальных субвенций будет проводиться централизованно на уровне МинСоца в течение года, а не заблаговременно. Такое мероприятие также принято для повышения эффективности расходования бюджетных средств.

Кроме всего упомянутого, в этом году из местных бюджетов Хмельницкой области планируется забрать в государственный бюджет 119,61 млн грн в виде реверсной дотации (в 2019 году эта сумма составляла 92 млн грн). Среди "доноров" – девять территорий. Хмельницкий отдаст 71,25 млн грн (в 2019 году – 52,62 млн грн). Нетешинская городская ОТО – 34,52 млн грн (28,89 млн грн), Гуменецкая сельская ОТО – 4,04 млн грн (2,82 млн грн), Розсошанская сельская ОТО – 3,96 млн грн (1,73 млн грн), Крупецкая сельская ОТО – 2,21 млн грн (1,40 млн грн), Староконстантинов – 1,93 млн грн (1,54 млн грн). Еще две общины и один район вернут меньше миллиона: Новоставецкая сельская ОТО (новосозданная) – 818,2 тыс. грн; Красиловская городская ОТО – 594,7 тыс. грн (в предыдущем году реверс был 2,19 млн грн), Волочисский район – 327,6 тыс. грн (0 грн).

Вместе с тем, практически все местные и областной бюджеты получат базовую дотацию от государства (предусмотрена для горизонтального выравнивания налогоспособности территорий). В частности, согласно предварительным расчетам, областной бюджет будет иметь 77,07 млн грн (в 2019 году – 52,95 млн грн).

Областной центр имеет наиболее "бедный" бюджет за последние годы

Бюджет Хмельницкого в 2020 году недополучит 143 миллиона гривен. По словам заместителя хмельницкого городского главы Владимира Гончарука, большую часть, а это 120 миллионов гривен, город не получит из-за того, что в государственном бюджете не заложены средства на выплату зарплаты учителям, согласно постановлению Кабмина № 822 от 10 июля этого года.

Этим постановлением был изменен порядок начисления заработных плат педагогическим работникам, и, согласно с ему, в следующем году зарплата должна начисляться местными бюджетами. Эти расходы финансируются за счет образовательной субвенции, которая распределяется из государственного бюджета в местный. Местный же бюджет за свой счет финансирует детские сады, технический персонал и энергоносители во всех заведениях. "Это означает, что средства, которые должны были быть направлены на собственные полномочия города, то есть ЖКХ, культуру и прочее, должны быть забраны и переданы на зарплаты, чтобы выполнять государственные функции", - объясняет Владимир Гончарук.

Кроме этого, из-за отмены законодательством долевого участия в застройке и установлением переходного периода в 2020 году планируется, что бюджет не получит, ориентировочно, еще 6 миллионов гривен. А увеличение реверсной дотации уменьшит бюджет города еще на 17 миллионов гривен. "Из-за таких изменений больше всего пострадает сфера ЖКХ и управление капитального строительства. Сейчас мы изучаем и анализируем изменения и то, как они повлияют на формирование городского бюджета", – комментирует Владимир Гончарук.

"Несмотря на рост собственных доходов города, бюджет города на 2020 год, вероятно, худший за все годы нашей каденции, –убежден Александр Симчишин. – Из хмельницкой казны все больше изымается средств в государственный бюджет, в частности, через реверсные дотации. В 2015-м эта сумма составляла 10 миллионов гривен, а в 2020 у нас заберут уже 71 миллион гривен. Кроме того, мы должны перекрывать часть государственных расходов. Например, перекрывать часть зарплаты для учителей и врачей, финансировать учреждения профессионально-технического образования, возмещать льготные перевозки".

По его словам, каждый из этих расходов составляет более 100 миллионов гривен. Поэтому бюджет развития Хмельницкого в 2020 году будет на 240 миллионов меньше, чем в предыдущем году. Это означает, что из городской казны будут меньше выделять средств на ремонты и новые строительства дорог, школ, спортивных и культурных заведений.

Город атомщиков имеет "дополнительную" недостачу

Согласно распоряжению Кабмина от 10 июля 2019 года № 500-р., для города Славуты была выделена субвенция социально-экономического развития отдельных территорий в размере 763 тыс. грн, которая предполагалась для реализации социально важных направлений по отрасли "Образование", в частности это реконструкция объектов путем внедрения систем видеонаблюдения в общеобразовательных учреждениях города – 250 тыс. грн, а также капитальный ремонт крыши нежилого помещения по ул. Князей Сангушко, 1 (Инклюзивно-ресурсный центр) – 513 тыс. грн. Однако, иным документом, в конце 2019 года бюджетные назначения на такие расходы по этой субвенцией для Славуты полностью отменены.

Начиная с 2016 года, когда были переданы полномочия относительно финансирования из местных бюджетов весомой части сугубо государственных расходных полномочий в образовании, медицине, соцзащите, – из бюджета города за четыре года потрачено более 125 млн грн. На 2020 год запланировано профинансировать аналогичные отрасли лишь из общего фонда местного бюджета - в объеме 41,5 млн грн. Доходная часть бюджета общины не обеспечивает расходы развития из местного бюджета даже на минимально необходимом уровне.

Отдельно здесь существует вопрос получения субвенции на социально-экономическую компенсацию рисков населения, проживающего в зоне наблюдения, ведь на территории ОТО расположена Хмельницкая АЭС, где есть два действующих блока и еще два должны быть достроены. "За 2014-2019 гг. население области недополучило финансирование в размере 171 263,62 тыс. грн, а непосредственно Славута – 30 912,7 тыс. грн. Из них, за 2019 год – 5 904,36 тыс. грн", – говорит Славутский городской глава Василий Сидор.

По его словам, с недавних пор местные общины были вынуждены еще и выделять собственные средства на закупку средств радиационной защиты, хотя это прямая функция государства. Так, к примеру, в декабре за счет бюджета города закуплен препарат калий йодид на сумму 74 993 грн. В апреле 2020 года еще и заканчивается срок годности респираторов, которые предназначены для защиты органов дыхания населения в случае радиационной аварии на ХАЭС. "Встает вопрос - выполнит ли государство свои обязательства перед общиной зоны наблюдения АЭС и за чьи средства будет произведена закупка данных средств радиационной защиты?" – переживает мэр.

В прошлом году город недополучил и субвенцию из госбюджета на осуществление мероприятий относительно социально-экономического развития - почти миллион гривен.

В целом, прогнозные показатели доходов общего фонда областного бюджета Хмельницкой области, по сравнению с плановыми назначениями 2019 года, увеличены на 19,8% и составляют 1 113,3 млн гривен. Однако это лишь игра цифр, и, так сказать, на местах особого оптимизма она, похоже, не внушает.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Хмельницкий

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme