"Фейковое" снятие неприкосновенности : Как Верховная Рада обманула украинцев

Парламент принял закон об отмене неприкосновенности нардепов. Правда, на выходе получилось лишь ограничение

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
"Фейковое" снятие неприкосновенности : К…

Верховная Рада 291 голосом поддержала в целом законопроект №2237 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины с целью приведения в соответствие с законом "О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины относительно неприкосновенности народных депутатов Украины". У него большой авторский коллектив: это 52 нардепа от фракции "Слуга народа", среди которых – руководитель фракции "Слуги народа" в Раде Давид Арахамия, его первый заместитель и глава одноименной партии Александр Корниенко. Титульным автором указана Галина Янченко, заместитель председателя этой же фракции.

Кнопки "за" во время голосования нажали 223 члена фракции "Слуга народа", 22 - "Оппозиционной платформы – За жизнь", 17 – депутатской группы "Доверие", 15 – группы "За будущее" и 14 внефракционных. "Батькивщина" и "Европейская Солидарность" от голосования воздержались, тогда как члены фракции "Голос" нажали красные кнопки "против". Последние подавали альтернативный законопроект о снятии неприкосновенности, который был отклонен.

Необходимость голосования за этот проект вызвана вступлением в силу 1 января 2020 года изменений к Конституции, из статьи 80 которой исключена фраза: "Народные депутаты Украины не могут без согласия Верховной Рады Украины быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы". Разрешение Рады убрали, однако без создания соответствующего механизма нардепа нельзя было привлечь к ответственности. Законопроект №2237 как раз и призван создать такой механизм. Но справились ли депутаты с этим заданием? Что не устроило в проекте фракции Юлии Тимошенко, Петра Порошенко и Святослава Вакарчука?

Что не так с отменой неприкосновенности

Вместо отмены неприкосновенности Рада усложнила определенные этапы расследования в отношении депутатов, о чем написал в своем Телеграм-канале "Шабунин депутатам" председатель правления общественной организации Центр противодействия коррупции Виталий Шабунин. "Во-первых, депутаты оставили нормы, по которым уголовное производство в отношении нардепа может начать исключительно Генеральный прокурор", - отметил он. Это означает, что в случае подписания закона президентом только одно должностное лицо в государстве сможет вносить сведения о преступлении, совершенном нардепом, в Единый реестр досудебных расследований. И если Генпрокурор по каким-либо мотивам не изъявит желания инициировать производство, никто другой не сможет начать расследование в отношении депутата Рады.

Между прочим, из самой ГПУ никогда не выходили публичные заявления о поддержке идеи монопольного права открывать производство в отношении депутатов. Что не означает, что в глубине души на улице Резницкой не одобряют расширение возможностей влияния на нардепов – как "своих", так и оппозиционных.

"Если депутата поймают на месте убийства в крови и с ножом – его не смогут задержать. Полицейским придется провести осмотр места происшествия, потом поехать к генеральному прокурору, чтобы тот внес сведения о преступлении в реестр, затем провести следственные действия, а уже потом генпрокурор вручит подозрение народному избраннику, а потом нужно съездить в суд и получить разрешение на задержание депутата", – говорит член фракции "Голос" Александра Устинова.

Для сравнения: по действующим нормам любой следователь или прокурор может начать дело в отношении нардепа. Одобрив расширение полномочий руководителя Генпрокуратуры, комитет Рады по правоохранной деятельности, который готовил законопроект №2237 ко второму чтению, отверг свое же предыдущее решение предоставить право инициировать следствие в отношении депутата и другим органам.

Претензия вторая: депутаты добавили в проект норму, по которой большинство ходатайств следователей должны рассматриваться при обязательном присутствии нардепа. "То есть, если следователь захочет получить доступ к банковским документам нардепа, он не сможет этого сделать, пока нардеп не явиться лично в суд, - отмечает Шабунин. – Также следователь не сможет арестовать, например, оружие, которое является орудием преступления, или же полученные в результате преступления денежные средства". По действующему законодательству такие ходатайства следственный судья может рассматривать при отсутствии фигуранта дела, если есть риск, например, уничтожения документов, имущества или доказательств вследствие осведомленности нардепа-фигуранта с таким ходатайством.

Называет эксперт и "виновников" подмены понятий в законопроекте. По его словам, "народные депутаты (в первую очередь, Галина Янченко и Денис Монастырский) в очередной раз хотят обмануть общество псевдоотменой депутатской неприкосновенности".

При рассмотрении документа депутаты учли единственную правку – внесенную членом фракции "ОПЗЖ" Григорием Мамкой. Согласно ей, ч.1 ст.27 законопроекта принята в такой редакции: "Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Верховной Раде Украины и ее органах, а также при осуществлении депутатских полномочий, за исключением ответственности за оскорбление или клевету". То есть, депутатов нельзя будет привлечь к уголовщине за их высказывания – лишь за преступления. Отметим, эта статья почти полностью дублирует ст. 80 Конституции Украины.

Как депутаты шли к ограничению своего иммунитета

Кратко напомним историю отмены депутатской неприкосновенности. В общем эта тема является "священной" для всех отечественных политиков за все годы Независимости. За 26 лет неприкосновенность решением парламента забрали у 21 депутата. О необходимости отмены иммунитета говорили много, но в практическую плоскость вопрос перешел при президенте Зеленском.

Во время нынешних выборов одним из основных моментов его кампании было обещание отменить неприкосновенность депутатов и внедрить механизм импичмента президента. В необходимости отказаться от иммунитета Зеленский лично убеждал членов своей фракции накануне открытия работы нового парламента.

Видимо, убедил, потому что в ночь на 30 августа этого года на первом (и единственном) пленарном заседании первой сессии девятого созыва Верховная Рада приняла за основу зарегистрированные еще в парламенте предыдущего созыва пятым президентом Петром Порошенко изменения в статью 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов). Этот проект в июне-2018 получил положительное заключение Конституционного суда (с замечанием относительно способности государства не мешать депутатам работать и уберечь их от политического давления). Далее, 3 сентября, документ был принят в целом, и президент поставил под ним свою подпись. Повторим, эти изменения в Конституцию вступают в силу в первый день нового 2020 года.

Но одних изменений мало. Необходим был механизм, согласно с которым правоохранители могли открывать и расследовать дела по преступлениям, в которых фигурируют народные депутаты. Такой законопроект №2237 был внесен в середине октября, а 3 декабря ВР приняла его в первом чтении. До второго обещали устранить на профильном комитете перечисленные выше замечания специалистов. Но, как видим, не сделали этого.

На выходе страна получила не упрощение, а усложнение работы следственных органов. Теперь у законопроекта есть два пути: или быть подписанным главой государства, либо с президентским вето и замечаниями еще раз отправиться на рассмотрение депутатского корпуса. Который, очевидно – несмотря на обещания на выборах – не слишком спешит расставаться с таким комфортным статусом неприкасаемых. Вот и увидим, имеет ли влияние общественное мнение на позицию, которую займет президент Зеленский.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme