Украинская авиакатастрофа в Иране уже вторая: Что общего у трагедий с разницей в восемнадцать лет

Страшная авиакатастрофа, в которой погибли 167 человек, в том числе, девять украинцев, уже не первая трагедия в истории нашей страны, произошедшая в воздушном пространстве над Ираном

Журналист отдела "Жизнь"
Украинская авиакатастрофа в Иране уже вт…

В данный момент причиной падения Boeing 737-800 авиакомпании "Международные авиалинии Украины" возле иранского аэропорта Имама Хомейни считают техническую неисправность. По нынешним данным, загорелся один из двигателей, после чего самолет начал терять высоту и в конце концов взорвался. Также среди возможных причин называют роковую ошибку пилотов и ненадлежащее аэродромное обслуживание. В МАУ же утверждают, что приобрели самолет на заводе концерна в 2016-м, а последнее плановое обслуживание машина прошла буквально за два дня до падения. Ни одной жалобы на неисправности или хотя бы огрехи в работе не поступало.

Пользователи соцсетей и некоторые журналисты активно обсуждают и версию о ракетной атаке – то есть, террористическом акте. Ведь за считанные часы до трагедии Иран массированно обстрелял американские базы в Ираке, а США запретили своим невоенным самолетам совершать полеты над Ираном, Ираком, Персидским и Оманского заливами. К тому же, авиарейс существенно задержался с вылетом, что может указывать на проблемную, а то и опасную ситуацию. Еще больше кое-кого насторожили намерения Ирана самостоятельно изучать черные ящики с борта самолета. Мол, таким образом страна сможет скрыть некоторые факты, которые наталкивают на неудобные для самого Ирана версии. Впрочем, на самом деле, страна руководствуется принятой международной практикой, при которой права и обязанности разбираться с самописцами – у государства, над которым произошла трагедия.

Пока же глава иранской организации гражданской авиации Али Абидзаде утверждает, что экипаж не заявлял о каких-то неурядицах и вообще не выходил на связь с базой. Возможность того, что самолет атаковали извне иранский чиновник не комментирует. Говорит, что не станет этого делать без информации с черных ящиков.

Судя по имеющейся информации, "террористическая" теория плохо выдерживает критику. Ведь именно на пространстве над страной сфокусировалось внимание сразу нескольких мощных мировых игроков, включая сам Иран, США и Россию, поэтому одна из сторон должна сообщить о преступлении, если бы это действительно произошло. Словом, если бы действительно речь шла о злом умысле, исполнитель должен находиться непосредственно на борту самолета и, например, повредить некоторые его системы. Относительно вероятности такого варианта говорить, конечно, рано.

При этом авиатрагедия над Ираном, в котором пострадали украинцы, уже не первая, и между двумя трагическими историями есть нечто общее. Так, в феврале 2002 года украинский самолет Ан-140, летевший из Харькова, рухнул близ города Исфахан. Погибли 44 человека– 6 членов экипажа и 38 пассажиров. На борту были украинцы и россияне, сотрудники авиаконструкторских бюро. Они летели на презентацию второго самолета IrAn140 – совместного проекта с иранскими инженерами.

Самолет вылетел из аэропорта "Харьков-Северный", дозаправился в Турции, но уже на подлете к пункту назначения разбился. Машина налетела на гору буквально за минуту до захода на посадку. По результатам расследования, причиной трагедии назвали ошибку пилотов. Бортовой самописец не обнаружил отклонений в работе механизмов. СМИ писали, что "главный пилот проявил халатность, из-за чего и не справился с управлением". Или же халатности не было, просто в условиях высокой облачности экипаж существенно отклонился от курса, не смог мобилизовать силы и избежать катастрофы. При этом отмечали, что посадить самолет в Исфахане – задача не из легких. Ведь взлетно-посадочные полосы находятся вдоль гряды холмов, и любая неточность может обернуться катастрофой.

Знаково, что журналисты и чиновники разных стран и тогда выдвигали самые разные версии. Так, одно иранское издание утверждало, что к авиакатастрофе могут быть причастны... спецслужбы Израиля. Некоторые украинские политики отмечали, что зона находится недалеко от Ирака, где действует особый режим, и поэтому самолет мог упасть из-за атаки злоумышленников. Впрочем, оппоненты возражали, что между, собственно, Ираком и местом трагедии – с полтысячи километров. Собственно, тогда, как и сейчас следователи и немалое количество экспертов привлекали внимание к факту, что за аэропортом постоянно следят. К тому же, самолет не выходил из зоны видимости. Поэтому ракету обязательно зафиксировали бы.

Прогнозируемо, что официально объявленные результаты убедили не всех. Ведь в ошибке людей, тем более, маститых профессионалов, ровно как и во внезапную поломку, которую не смогли предусмотреть, верится всегда сложно. Тем более, если речь идет о проблемных – в момент катастрофы или в прошлом – точках на карте мира, а с математической точностью воспроизвести ситуацию на борту малореально. Впрочем, сложная геополитическая ситуация возможности несчастного случая не исключает.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme