Партия или "серые" схемы: Какой будет судьба "евробляхеров"

Украинцы уже не раз обжигались на псевдовождях. Но продолжают вечное хождение по граблям, веря деятелям, которые говорят то, что хотят услышать рядовые граждане

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Партия или "серые" схемы: Какой будет су…

Председатель "Авто Евро Силы" Олег Ярошевич заявил, что митинги под Радой и блокирование автодорог страны прекращаются, а борьба будет продолжена в новом формате. Что это за формат, стало известно несколькими неделями ранее, когда Ярошевич (именно он сжег свой Land Rover в знак протеста против принятых Радой законов относительно правил растаможки машин с европейской регистрацией) сообщил о решении создать на основе организации политическую платформу. Она, добавил Ярошевич, будет устанавливать "политические требования к власти".

Лидер "евробляхеров" сделал заявку на расширение своей аудитории: переход от относительно узкой темы растаможки авто к актуальным для широкого круга избирателей социальным проблемам – росту стоимости газа, коммунальным тарифовам, топливу и тому подобному – может помочь "Авто Евро Силе" из кружка по интересам превратиться в партию с прицелом на участие в большой политике.

В целом в украинской истории регулярно появляются персонажи, которые вызывают доверие народных масс. За примерами далеко ходить не надо: "человек в балаклаве" Семен Семенченко, ореол таинственности вокруг которого быстро рассеялся, когда он получил депутатский мандат, летчица и узник Кремля Надежда Савченко, которая в конце концов оказалась в тюрьме, но уже в Украине, разнообразные инициаторы "третьих майданов" – от Михаила Саакашвили до "белой балаклавы", который в минувшее воскресенье собрал несколько сотен "революционеров" на Михайловской площади.

За кем-то тянулась длинная и известная общественности история, как за бывшим грузинским президентом, про кого-то до определенного времени вообще ничего не было известно, как о Семенченко или упомянутом выше Ярошевиче. Все они говорят лишь то, что хотят слышать люди. Сейчас на слуху владельцы авто с европейской регистрацией, а были еще и свидетели "доллара по 8", "колбасы по 2,20" и так далее. От потенциальных конкурентов с этого поля Ярошевич отличается тем, что не говорит откровенные глупости и не призывает к переворотам.

Несмотря на то, что фамилия этого человека значится в перечне помощников на общественных началах народного депутата Натальи Веселовой (когда она была во фракции "Самопомич"), сам он заявляет, что выступает против всех политиков. Такая себе реинкарнация Василия Протывсих. Но, учитывая количество тех, кто не определился с политическими симпатиями или не хочет поддерживать ни одного из действующих политиков, партия, которая может возникнуть на почве политической платформы "евробляхеров", выглядит вполне жизнеспособной. Впрочем, не все так просто.

Действующие политики пока с осторожностью относятся к деятельности "Авто Евро Силы". Сегодня кажется, что это движение финансируют бизнесмены средней руки, которые лоббируют сохранение существующего положения вещей на рынке подержанных автомобилей, а если и будут перемены, то выгодные им. Отдельно стоит добавить, что в ВР зарегистрировал постановление по отмене законов, которые упрощали растаможки, но которые не нравились "бляхерам", нардеп Юрий Деревянко. Таким образом он поддержал "Авто Евро Силу", хотя голосов постановление не собрало, и законы были сегодня подписаны Парубием и направлены на подпись Порошенко.

Требование убрать акцизы – лишь вершина айсберга. Чтобы оставаться в поле внимания СМИ и широкого круга украинцев, им нужно искать новые информационные поводы. Здесь и понадобятся популистские темы газа, бензина и коммуналки. Однако на них играют политические тяжеловесы, которым лишние конкуренты ни к чему.

Отсюда первый сценарий для политической платформы "евробляхеров" - тихо сойти с пути из-за отсутствия денег. Второй сценарий - получить средства от штабов более мощных игроков посредством участия в их подтанцовке на выборах. Это путь одноразовых структур, который, впрочем, может помочь их лидерам заработать на дальнейшее присутствие в политике.

Сценарий третий: брать деньги у тех, кто дает здесь и сейчас. Это контрабандисты, "серый" бизнес и коррумпированные представители государственных структур, которые заинтересованы в непрозрачности отечественного рынка авто из Европы. Можно найти деньги на разного рода акции и у представителей местных элит, которые в последние годы заметно нарастили свой ресурсный потенциал. Не секрет, что по этому путем пошли некоторые ветеранские организации, которые дают подзаработать участникам АТО в роли "титушек". Но это – позорный путь, который только дискредитирует общественное движение.

На данном этапе "евробляхеры" своей цели не достигли: Верховная Рада отказалась отменить новые правила растаможки авто, которыми недовольны активисты на колесах. Стоит отметить, что для их лидеров, которые провозгласили переход на политические рельсы, это будет серьезным испытанием, ведь существует риск откола от них радикальной части движения. Мы знаем много примеров, когда раскалывались организации, которые выглядели "мессиями", которым симпатизировали массы. А потом - разочаровывались.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme