Изменение регламента Рады: Как у Зеленского хотят лишить оппозицию последних рычагов влияния

Проект изменений Регламента Верховной Рады под номером 2691, предложенный "Слугой народа", имеет цель дать "проофисному" большинству в парламенте возможности протягивать свои законы без лишних осложнений

Изменение регламента Рады: Как у Зеленск…

Законодательный процесс в Украине все больше напоминает игру в наперстки, ведь чуть ли не каждый новый проект - это ширма из благородных намерений, за которой скрывается или корыстный интерес, или узурпаторские намерения власти. Так, за децентрализацией мы скрываем обычное усиление центральной вертикали, под попытками усовершенствовать избирательный закон находим стремление выстроить систему под себя, внутри "прогрессивного" трудового закона предусматриваем бесправие наемных работников, а на "свободном" рынке земли городим особые условия для своих баронов и иностранных патронов.

Поэтому никто особо не удивился, что в вопросе совершенствования парламентского регламента с целью ускорения законодательного процесса также нашлись подводные камни, констатирует Depo.ua.

Еще быстрее

В поданном председателем фракции "Слуга народа" Давидом Арахамией и рядом его коллег законопроекте "О внесении изменений в Регламент Верховной Рады Украины относительно усовершенствования законодательной процедуры" рядом улучшений предполагается повышение эффективности работы парламента и оптимизации законодательного процесса.

С одной стороны авторы предлагают несколько норм, имеющих цель сокращения сроков рассмотрения законов и упрощение процедур по тем проектам, которые будут определены как неотложные. Так, например, если президент поставит на какую-то свою законодательную инициативу гриф "срочно", то она автоматом включается в повестку дня парламента, тогда как сейчас за включение таких законопроектов, как и включение других, нужно голосовать.

С другой стороны Арахамия с коллегами предлагает лишить оппозицию еще ряда инструментов влияния на законодательный процесс, благодаря которому меньшинство с переменным успехом стопорит отдельные инициативы властной команды.

Резиновый четверг и другие ускорения

Одним из нововведений является то, что голосовать за законопроекты депутаты хотят не в течение всей пленарной недели, а только в один конкретный день - четверг. Другие дни парламент будет посвящать исключительно обсуждению предложенных документов. Также предлагается продолжать заседание в любой удобный для себя момент. Сейчас решение продлить работу парламента можно принимать только на утреннем заседании.

Таким образом "Слуги народа" хотят сконцентрировать все голосования в один день, когда обсуждений не будет (они должны происходить в другие дни), а будут чисто нажатия на кнопки. Причем при необходимости - хоть до утра следующего дня.

Еще более особую процедуру, чем сейчас, предлагается соблюдать при рассмотрении проектов, которые будут определены как неотложные. Это открывает новую возможность для применения турборежима в тех случаях, когда Рада или президент захотят мгновенных результатов.

Нынче неотложные проекты также рассматриваются по ускоренной процедуре, ведь после завершения рассмотрения такого проекта в профильном комитете его рассматривают вне очереди. Для этого Раде нужно проголосовать за его внесение в повестку дня.

В новациях Регламента неотложные законопроекты авторства главы государства автоматом будут попадать на рассмотрение в ходе ближайшего пленарного заседания. Да еще и по сокращенной процедуре. И если раньше депутатам, чтобы перейти к сокращенной процедуре приходилось проводить отдельное голосование, то теперь наоборот - придется отдельно голосовать чтобы уменьшить скорость до традиционного уровня.

Барьеры для оппозиции

Другую сторону законопроекта Арахамии - еще большее послабление оппозиции с отъемом у нее ряда инструментов с помощью которых представителям меньшинства ранее удавалось хоть в самой маленькой степени влиять на законодательный процесс.

Так, с принятием изменений будет отменена традиционная пятничная рубрика "Разное", когда Регламент предоставлял возможность парламентариям иметь выступление с трибуны и высказывать свою позицию по тем или иным вопросам. Сейчас отвод часа для выступлений народных депутатов "по разным вопросам" является прямой нормой Регламента.

Монобольшинство решило, что это - лишний рудимент и в эпоху турборежима тратить время на самопиар и пустую болтовню говорливых нардепов не стоит. Устроить "разное" в отдельных случаях можно будет только, если конституционное большинство в составе 300+ депутатов проголосует за это.

Следующим барьером для проявления позиции меньшинства станет невозможность заблокировать на определенное время отдельно принятый законопроект путем внесения проекта постановления об отмене решения Верховной Рады о принятии закона, постановления или иного акта Верховной Рады. Ранее отдельный депутат мог такой проект подать и тем самым отсрочить вступление в силу отдельным законом или решением парламента. Теперь для такой блокировки придется собрать подписи не менее 45 народных депутатов.

Не смогут оппозиционеры "валить" властные законы путем подачи большого количества правок. Внесение идентичных предложений и поправок к законопроекту не допускается. Все идентичные правки будут считаться как одна. И в сравнительную таблицу попадет только одна. Сейчас каждый депутат может настаивать на рассмотрении именно его правки в сессионном зале, что давало возможность высказывать мнение. Теперь еще одной возможности нардепов лишат.

Такой регламент рассмотрения поправок придает больший вес парламентским комитетам и их председателям, ведь теперь во время именно комитетских заседаний можно модерировать внесение тех или иных правок, вынося затем в зал проекты в том виде, который нужен большинству. Зато роль отдельных депутатов будет уменьшена и инициативы оппозиции можно будет обходить путем несложных манипуляций.

Народный депутат от "ЕС" Нина Южанина, анализируя законопроект провластной фракции относительно изменений к регламенту отмечает, что после его принятия фактически не останется народным депутатам никакой инициативы и альтернативы. "Ни поправок в зале. Ни поправок вообще, - говорит Южанина. - Это откровенная манипуляция — закрыть для общего доступа информацию, которая бы давала понимание относительно качества принятых законов, профессионализма народных депутатов и их независимости при принятии решений".

Помимо других последствий этой реформы регламента можно отметить фактическое усиление влияния президента, который получает изрядное упрощение процедуры рассмотра его законопроектов. А также сможет более эффективно контролировать процесс рассмотрения проектов в комитетах, в каждом из которых сохраняется монобльшинство "Слуги народа".

Поэтому нельзя исключать, что впоследствии мы станем свидетелями инициативы превращения Украины из парламентско-президентской в президентско-параментскую республику. А такие намерения команды Зе уже просматриваются.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"