Пока "слуги" не надоели народу: Кому выгодны разговоры о переносе местных выборов

Выборы в местные советы, запланированные на 25 октября, могут отсрочить. Это все чаще звучит из разных политических лагерей

Политический обозреватель
Пока "слуги" не надоели народу: Кому выг…

Depo.ua выяснил, кому выгодны такие разговоры

Недавно премьер Денис Шмыгаль довольно обтекаемо высказался относительно перспектив проведения местных выборов. По его словам, правительство готовится к выборам, средства на них есть, но жизнь может внести коррективы, связанные с эпидемией коронавируса. После этого разговоры о якобы планах властей отсрочить избирательный процесс под предлогом карантина усилились. Но при этом все участники гонки к ним активно готовятся. И это может быть свидетельством, что в перенос выборов не верят, но разговоры об этом выгодны всем. Только каждому по-разному.

Но сначала о правовых основаниях для отсрочке выборов. Первое – введение в стране чрезвычайного или военного положения. Для этого должны быть веские основания. Согласно закону, чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится указом президента, который подлежит утверждению Верховной Радой в течение двух дней с момента обращения президента. Пандемии есть в перечне оснований для объявления чрезвычайного положения, однако чтобы убедить парламент, прежде всего - не очень послушное монобольшинство, статистика заболеваемости COVID-19 должна быть ужасной. Сейчас цифры страшные, но они, слава Богу, не идут ни в какое сравнение с тем, что было в Италии, Испании и многих европейских странах. Кроме того, если и пойдет речь о чрезвычайном положении, то скорее в отдельных регионах, где статистика ухудшается с каждым днем, по всей стране вводить такой режим – только добровольно нарываться на критику и сопротивление населения.

Второе основание - отказ Верховной Рады не позднее чем за 90 дней до даты голосования принять решение о проведении выборов. Такой вариант возможен, но он сомнителен с правовой точки зрения, ведь ЦИК должна соблюдать соответствующие законы и не обращать внимания на отсутствие решения Рады. Однако исключать намеренное провоцирование правовой коллизии не стоит. Она может быть выгодна тем, кто планирует оспаривать сам факт назначения выборов, чтобы делегитимизировать их результаты в судах. Спикер парламента Дмитрий Разумков считает, что юридических механизмов и оснований для переноса выборов нет, поэтому остается надеяться, что "мы не будем идти по негативному сценарию". Заметим: надеяться надо, но сейчас и от него, и от фракции "зеленых" будет зависеть, не станет ли парламент тем органом, который "подвесит" местные выборы.

То есть существует одно законное основание – чрезвычайное или военное положение и одно сомнительное - отсутствие постановления народных депутатов. Но и с одним, и с другим можно политически поиграть. К примеру, в тех регионах, которые больше всего страдают от эпидемии коронавируса – западная Украина и Киев, – "слуг" не считают фаворитами предстоящих выборов. Чрезвычайное положение в этих регионах вместе с отсрочкой выборов на несколько месяцев (где-то на март 2021-го) даст возможность технологически "сделать" партии, которые планируют здесь получить значительное количество мандатов в местных советах. А к весне уже будет другая ситуация и другие расклады. Однако опять же должна быть выдержана процедура введения режима чрезвычайного положения, и как только такой вопрос появится в повестке дня ВР, его с выгодой для себя и в ущерб рейтингу власти используют оппоненты "зеленых".

Также стоит обратить внимание на тенденцию падения уровня доверия к президенту Зеленскому, его политсиле и всем, кроме ВСУ, государственных институтов. Эта тенденция вряд ли весной улучшится, скорее наоборот, ведь власти "новых лиц" придется пережить те же проблемы, которые она переживает с нынешним составом фракции, но в больших масштабах. Скандалы с местными депутатами, а они обязательно будут, добьют рейтинг Зе-команды и самого президента. Поэтому лучше провести выборы в октябре этого года на фоне болезненного и все же постепенного снижения рейтинга, чем весной 2021-го, когда это падение может стать катастрофическим.

Поэтому разговоры о переносе выборов скорее следует рассматривать как, с одной стороны, зондаж властью общественного мнения, насколько граждане под давлением страха заболеть страшной болезнью готовы пожертвовать своим правом избирать и избираться, а с другой – зондаж оппозицией власти относительно ее готовности пойти на такую непопулярную вещь, как отсрочка выборов. Пока от чиновников и "слуг" в парламенте звучат робкие предположения относительно такого сценария, но согласованной позиции нет. В то же время оппозиции технологически выгодно подавать перенос выборов как свершившийся факт. Потому что это один из мобилизационных факторов – убедить людей, что власть хочет у них забрать право на что-то.

Общеизвестно, что местные выборы в Украине, в отличие от европейских демократий, не вызывают значительного интереса избирателей. Повысить интерес можно на протестных настроениях. Поэтому чем раньше Банковая убедит общество, что никто ничего переносить не будет, что правительство вместе с законодателями и Центризбиркомом разработают систему голосования без риска инфицирования избирателей и членов участков, тем скорее прекратятся конспирологические версии. Когда же власть будет тянуть, это будет признаком, что она все же не исключает довольно сомнительную по результатам для ее имиджа и имиджа страны возможность отложить выборы.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme