Реванш на марше: Какие сценарии "расстрела" Верховной Рады предлагают Зеленскому

Чем ближе кандидат в президенты Владимир Зеленский к победе на выборах, тем активнее в политических кругах идут разговоры о роспуске Верховной Рады как возможном сценарии "приручения" новым президентом депутатского корпуса

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Реванш на марше: Какие сценарии "расстре…

Считается почти аксиомой, что в случае победы на выборах новый глава государства не будет иметь подконтрольное ему большинство в парламенте и встанет перед необходимостью налаживать отношения с депутатским корпусом. Среди обнародованных в медиа 10 первых шагов, которые Зе планирует сделать после того, как въедет в кабинет на Банковой, есть и такой, который непосредственно касается Рады. Зе-команда обещает некий "тайный план для Рады". В штабе кандидата утверждают: Зеленский хочет наладить сотрудничество с депутатами. В противном случае обещают внедрить варианты, "которые многих удивят". Под обещанными неожиданностями эксперты и часть политиков понимают разгон Рады, если та не захочет сотрудничать с Зеленским-президентом. Об этом пути как о возможном говорят немало экспертов и политиков. Рассмотрим варианты, которые окажутся у нового президента, если он захочет избавиться от депутатов нынешнего созыва.

Роспуск Рады: когда и на каком основании

Когда президент может сделать такой шаг? Конституция Украины запрещает досрочно прекращать полномочия Рады в последние шесть месяцев ее работы. От чего отталкиваться, отсчитывая эти полгода? Очередные парламентские выборы запланированы на 27 октября. Часть политиков называет датой завершения полномочий Рады именно этот день. Тогда последним днем роспуска Рады должно быть 27 апреля. Второй тур президентских выборов – 21 апреля. За такое короткое время команда Зеленского, если он окажется победителем, точно не успеет провести все процедуры, обязательные для вступления главы государства в должность, и обеспечить выход указа о роспуске парламента.

Но после выборов действующий состав парламента будет исполнять обязанности до первого заседания нового законодательного органа, чтобы обеспечить непрерывность власти в государстве. Да и согласно ст. 90 Основного закона, полномочия Верховной Рады прекращаются в день открытия первого заседания новоизбранного парламента. Если все будет происходить без системных срывов, то парламент 9-го созыва может собраться на свое первое заседание не раньше конца ноября. Именно на это время стоит ориентироваться, отсчитывая полгода, в течение которых нельзя разгонять нынешний парламент. И это уже конец мая. Времени в таком случае у Зе-президента может хватить.

Но для такого серьезного шага должны быть веские причины. Какие правовые основания для принудительного роспуска парламента накануне его «естественного» финиша? Если отбросить нереальные сценарии отставки правительства или невозможность в течение 30 дней одной сессии начать пленарное заседание, такое основание может обеспечить статья 90 Конституции. Она дает право президенту Украины досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если в течение одного месяца в Раде не сформирована коалиция депутатских фракций согласно статье 83 Конституции.

Коалиция: скорее жива, чем мертва

Существует ли коалиция в парламенте 8-го созыва на это время? Возникла она в ноябре 2014 года, когда соглашение о создании коалиции "Европейская Украина" подписали члены фракций "Народного фронта", "Блока Петра Порошенко", объединение "Самопомич", ВО "Батькивщина" и Радикальной партии Олега Ляшко.

И уже 18 февраля 2016 года тогдашний спикер Владимир Гройсман объявил о выходе из коалиции фракции ВО "Батькивщина". На следующий день было озвучено такое заявление относительно фракции "Самопомич", а лидер фракции Радикальной партии Олег Ляшко показал с трибуны письмо о выходе и его фракции из коалиции и тоже откололся после долгих торгов.

С тех пор в коалиции остались две фракции – "Блок Петра Порошенко" и "Народный фронт". В то же время в ней заявляли, что необходимое количество добрали за счет внефракционных парламентариев. Этого вроде достаточно, чтобы иметь необходимые 226 голосов: под важнейшие для государства голосования собирают не только простое, но и конституционное большинство. Поэтому говорить об официальной смерти коалиции преждевременно. Для этого спикер должен произнести соответствующее заявление во время пленарного заседания. Такого заявления сделано не было. Поэтому формально или фактически, но коалиция в Раде 8-го созыва существует.

Следующее пленарное заседание должно состояться после голосования на президентских выборах, 23 апреля. Пока ЦИК установит результаты голосования, пройдут четыре сессионных дня. А дальше Рада соберется только 14 мая. Допустим, заявление о распаде коалиции все-таки прозвучит. В таком случае, у депутатов есть месяц для формирования новой коалиции. И истечет он самое раннее 14 июня, когда распускать парламент президент уже не сможет. Итак, или коалицию распускают с 23 по 26 апреля, или новая команда на Банковой вынуждена будет собирать нардепов на внеочередное заседание, что маловероятно.

Окружной суд интересуется...

Но складывается впечатление, что основания для досрочного роспуска парламента готовятся. В начале марта 2019 года Окружной административный суд Киева во время рассмотрения иска относительно обязательства координаторов коалиции внести премьер-министру предложения по кандидатуре министра здравоохранения частично удовлетворил ходатайство истца – нардепа Андрея Деркача об истребовании доказательств относительно состава коалиции. Заметим, иск Деркача датирован еще декабрем 2017 года.

Но только теперь суд постановил истребовать у Верховной Рады, ее аппарата и коалиции сведения о членах этой коалиции по состоянию на 28 февраля 2019 года. Соответствующую информацию суд хотел получить и от координаторов коалиции "Европейская Украина" Артура Герасимова и Максима Бурбака. Истребуемые материалы должны были быть предоставлены в суд до 12 марта, но сделано этого не было. Вопрос снова повис в воздухе.

СМИ предполагают, что суд может установить факт отсутствия коалиции без решения дела по существу, предоставив разъяснение на отдельный запрос. Это разъяснение позволит будущему президенту сразу после инаугурации издать указ о роспуске Рады на основании отсутствия коалиции, не дожидаясь объявления об этом от председателя ВР Андрея Парубия.

Об описанном выше варианте развития событий пишет "Зеркало недели". Относительно сроков возможного роспуска Рады указывается: срок полномочий ВР отсчитывается не со дня выборов, а с момента приведения депутатов к присяге. Для текущего созыва это 27 ноября 2014-го. То есть последние полгода полномочий ВР (когда ее нельзя распускать) составляют период с 27 мая до 27 ноября 2019 года. Издание предполагает, что новоизбранный президент вступит в должность в первых числах мая. И у него будет несколько недель, чтобы досрочно прекратить полномочия Рады.

Относительно оснований роспуска. Отсутствие парламентской коалиции, отмечает автор статьи, «предположение пусть и обоснованное, но юридически не доказанное». Больше того, даже доказанный факт отсутствия коалиции не означает автоматического роспуска действующей Рады. Потому депутатский корпус в течение 30 дней должен сформировать новую. Даже если Рада новую коалицию не сформирует, досрочно прекращать ее полномочия нельзя. Конец отведенного Основным законом срока придется на начало июня, до завершения каденции ВР останется менее полугода, а в таком случае досрочные парламентские выборы запрещены (ст. 90 Конституции).

И вот обойти эту коллизию как раз и могут с помощью Окружного админсуда, о чем говорилось выше. Если востребованные судом документы так и не будут предоставлены, у суда будет повод установить, что коалиции нет как минимум с 28 февраля 2019 г. 30 дней, отведенные на формирование новой, истекли в конце марта. Следовательно, у победителя президентских выборов, если он обопрется на решение ОАС, появятся формальные основания прекратить полномочия ВР сразу после принятия присяги», - говорит ЗН. В любом случае, времени до 27 мая у Зеленского хватит. Если будет такое желание и воля его реализовать.

Кстати, конструктором судебной ловушки для Совета источники издания называют Андрея Богдана, который осуществляет юридическое сопровождение кандидата Зеленского и одновременно является личным адвокатом Коломойского.

"Пугалки" от Портнова или реальные сценарии?

Тем временем Андрей Портнов, о сотрудничестве которого со штабом Зеленского сообщали некоторые медиа, в прямом эфире телеканала ZIK фактически обнародовал возможный план прекращения работы 8-го созыва законодательного органа. По его словам, примерно в период с 27 июля (это оговорка: наверное, юрист имел в виду 27 ноября) до 1 декабря новый парламент начнет работать. Соответственно, полномочия нового президента распускать парламент будут в силе с 27 мая примерно до середины июня. "Если будет политическая воля нового президента и соответствующие предпосылки, - сказал Портнов, - то он успеет пройти установление, даже длительное, результатов выборов ЦИК и инаугурацию". Если новый президент захочет прекратить работу Верховной Рады, у него будет достаточно времени: таков первый вывод Портнова.

Второе. Он не считает необходимым решение суда для признания коалиции такой, которая не существует. "В первом пункте указа (о роспуске Рады, – ред.), - советует бывший юрист Тимошенко и Януковича, - президент может написать, например, такое: установить или констатировать отсутствие парламентской коалиции с такого-то числа и года. Пожалуй, с 2016 или 2017-го". А кому это не нравится, пусть идет в Конституционный суд и обжалует этот указ президента, заявил Портнов.

Если же новоизбранный президент не захочет разгонять Раду, но ему нужно будет работать с ней, юрист видит выход – сформировать временное большинство на полгода, которые остались этой каденции: "Она нужна только, чтобы избрать нового генерального прокурора, председателя Службы безопасности Украины, министра иностранных дел и т. д".

Не исключил Портнова и того, что Зе-президент вообще откажется от формирования лояльного к себе большинства в нынешнем парламентском созыве и будет готовиться к выборам новой Рады. Но это влечет за собой возможность блокировки в течение ближайших полгода ключевых инициатив нового главы государства, в том числе в вопросе назначений и увольнений. А чем дальше от триумфальной для Зе президентской кампании, тем меньше будет избирателей, удовлетворенных деятельностью "мессии". И тем труднее будет ему провести в Раду большую фракцию своей партии "Слуга народа". Это будет заставлять Зеленского искать политических партнеров и договариваться, что-то предлагая и ограничивая возможности для маневра.

"Секретный план" Зе или замысел Кремля?

Одним из активных провайдеров темы роспуска парламента является нардеп, бывший лидер "Оппозиционного блока", а ныне политический партнер Виктора Медведчука и Вадима Рабиновича Юрий Бойко. Откровенно пророссийский политик, который перед выборами съездил в Москву и на камеры общался с премьером РФ Медведевым и главой "Газпрома" Миллером, уже даже озвучил план действий: собрать 150 подписей депутатов о сложении полномочий. И досрочные выборы по процедуре "60 дней на выборы".

План кажется достаточно простым. Если проигнорировать недостаток информации о том, кто из крупных партий готов обнулить свои избирательные списки (есть информация, что даже расколотый "Оппоблок" к этому пока не готов) и какой вариант закона о парламентских выборах будет принят нынешним созывом.

Действительно, многое здесь упирается в отсутствие ответа на вопрос: по какой схеме будем выбирать следующую Раду. Сейчас действует смешанная мажоритарно-пропорциональная. Но уже есть заявления о готовности части парламентских фракций изменить ее на пропорциональную, а именно на избрание ВР по закрытым спискам партий и блоков. По такому принципу выбирали парламент в 2006-м и 2007 годах. Поддержать такую схему могут фракции Радикальной партии Ляшко и тимошенковская "Батькивщина", а также, не исключено, "Оппоблок". И почти наверняка ряд политиков, которые ранее публично отстаивали исключительно открытые списки, могут изменить позицию в новых обстоятельствах. И все же, хватит ли в Раде голосов на возвращение к реалиям десятилетней давности – большой вопрос. Ведь это не то, чего ждет активная часть общества, которая настаивает на введении схемы выборов в Раду по открытым партийным спискам. Будет ли эта позиция проигнорирована сговором части фракций старого парламента и условно новой президентской команды, станет известно в течение этой сессии Рады, то есть до середины лета.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme