Рекламный "копипаст": Зачем "Зе-кандидатов" на округах делают близнецами

Depo.ua решило проверить, чем берут избирателя партийные мажоритарщики. Начинаем с самых рейтинговых – "слуг народа"

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Рекламный "копипаст": Зачем "Зе-кандидат…
Фото: facebook/sluganarodu.nesterchuk

У большинства мажоритарщиков, идущих под флагом "Слуги", агитационные мероприятия очень похожи: концерты, встречи с жителями округа (преимущественно, судя по фото в соцсетях, пенсионного возраста), активность на странице в Фейсбук и прочая диджитализация. Все под копирку и в наружной рекламной продукции. Билборды, листовки, газеты – все крайне лаконичное, никакой самодеятельности: только кандидатский фейс и стандартный текст: "Зе!Депутат. Слуга народа".

Вот как, к примеру, у кандидата по столичном округу №222 Романа Грищука. Такой вид имеет его билборд и сам кандидат на его фоне:

29-летний кандидат находится в политико-коммуникативном тренде, заданном избирательной кампанией президента Владимира Зеленского. Поэтому общается с избирателями через социальные сети и видео, размещенные на его странице. Пишет о себе: "Моя суперсила в том, что я умею собирать команды. Я доверяю профессиональным людям и даю им возможность делать свою работу". Под выборы запустил Телеграмм - и Инстаграм-каналы. Тоже типично для ЗЕкоманды.

В агитационных роликах провозглашает стандартные для "Слуги народа" тезисы относительно противопоставления "новых лиц" старым: "Старая власть не хочет изменений. Им комфортно так, как было. Хватит давать шанс старым депутатам" etc. Кандидат активно встречается на округе с людьми. Пишет, что провел более 30 встреч. "Команда Ромы Грищука" имеет и отдельный сайт. Там можно найти программу выдвиженца, расписание встреч с ним, условия помощи "слуге" и форму уведомления о попытке покупки голосов кем-то из конкурентов.

Взглянем на другие регионы страны. Вот типичная страница кандидата. Это Юрий Нестерчук, который идет в Раду по округу №90 (город Белая Церковь).

Главным образом речь здесь идет о встрече потенциального "слуги" с "народом". Стандартные видео со встреч с жителями города. Все спокойно, люди спрашивают и практически уже благодарят. Не менее стандартный ролик, который якобы объясняет (общими словами) мотивацию кандидата баллотироваться. Сообщает Фейсбук и о возможности читать мысли и новости от кандидата в Телеграм и Инстаграм.

В отличие от столичного Грищука, Юрий Нестерчук организует масштабные рекламные акции. Ежедневно в Белой Церкви с утра до позднего вечера проходит фестиваль "Зе пляж!", где танцуют, поют и немного агитируют за благодетеля: "Каждый день с 18.00 будет присутствовать кандидат в депутаты от Партии "Слуга Народа" Юрий Нестерчук, с ним можно пообщаться, задать ему вопросы". На Ивана Купала звал он и на "ЗЕ!Fest". Явно немало вкладывает в кампанию: Нестерчук является предпринимателем, которого СМИ называют монополистом в сфере транспортных перевозок в Белой Церкви.

Отметим еще и то, что между заботами местными касается кандидат и вопросов государственной важности. Ролик Зеленского, где тот говорит об отмене парада на День Независимости, Нестерчук сопровождает комментарием: "Хорошая идея". Сработает ли этот пост против кандидата в целом патриотической Белой Церкви – увидим через десять дней.

Инструменты избирательной кампании Нестерчука являются типичными для большинства выдвиженцев "Слуги". Отличие заключается в акценте этого кандидата на недешевых массовых мероприятиях.

А вот Кирилл Нестеренко из Днипра, который баллотируется по городскому округу №26, немного разнообразил типичную страницу кандидата от партии Зеленского, разбавив зеленый фон панорамой города над Днепром.

Этот беспартийный директор по развитию компании "Днипрокоммунтранс" на своей странице в ФБ общается на русском. Обещает ответить на вопросы в Инстаграм. Публикует расписание встреч с избирателями, которые он, говорит, проводит ежедневно. Из активностей у него – преимущественно именно такие встречи.

Сообщает про клонов "Слуги народа", которых немало баллотируется по разным округам. Их фамилии "настоящий ЗЕкандидат" передал созданному Зе!Командой сайту ZeOpark, где собирают фото фейковых кандидатов в депутаты, которые используют бренд и символику партии "Слуга Народа", не имея к ней никакого отношения.

На Черкасчине, по округу №197 (Канев, Золотоноша, часть Черкасс) от "Слуги народа" участие в выборах принимает телеведущий, пародист Александр Скичко. Его Фейсбук-страница тоже выдержана в корпоративных тонах:

Кроме встреч с избирателями, кандидат инициировал на округе международный экономический форум, куда пришли городские главы Золотоноши, Канева и Черкасс. Он то ли организовал, то ли просто приехал на Kvartal FEST – концерт "Квартала 95" в Каневе. Пишет, что там было более 5000 человек.

Озвученные кандидатом идеи не поражают новизной:

Создан и сайт кандидата, который по стилистике очень напоминает сайт упомянутого выше Грищука. Здесь можно написать Скичко о проблеме, почитать о нем и его программе.

Похоже, с этой же фабрики фейсбук-страница Зиновия Андрийовича, кандидата в нардепы по 87-му округу в Ивано-Франковской области (Яремче, Надворная и другие районы).

В стандартном видеоролике этот кандидат уверяет: мол, понимает всю сложность ситуации – теперь на его плечах ответственность за жителей многих сел, поселков и городков. Но верит в нас и предлагает вместе изменить страну. Никакого отличия от других "слуг" - и столько же конкретики.

Кандидат предлагает на встречах с земляками приобщаться к изучению проблем округа. Странно, что они ему неизвестны, ведь Андрийович давно работает в местной власти, в настоящее время является Надворнянским городским главой.

Про похожие вещи рассказывает через Фейсбук и ресторатор из Одессы Алексей Леонов, который является кандидатом в депутаты по округу №135 в Одессе. Только язык – русский.

Как и Роман Соха, который сейчас не работает, а ранее трудился в банке. Он кандидатствует на Запорожье, округ №75. Вот его фейсбук-страница:

Первым здесь представлен ролик, где перечислены все ЗЕкандидаты в депутаты по Запорожской области. Чтобы избиратели не перепутали.

Сергей Литвиненко хочет стать народным избранником по округу №156 (Сарны и несколько районов). И тут произошел какой-то сбой: избиратель может увидеть только фото самого кандидата:

Пожалуй, и.о. директора Зирненского спиртзавода рассчитывает на личное общение с земляками. А столичные новейшие цифровые технологии в полесской глубинке еще не работают.

Ознакомление с каналами общения с электоратом кандидатов от партии "Слуга народа" по мажоритарным округам дает основания для нескольких выводов. Главный: кампания в округах явно координируется из центрального штаба. Но касается это не всех "слуг". "Шаг влево – шаг вправо" разрешается кандидатам, которые на момент начала кампании уже были публичными людьми: журналистами, блогерами, общественными активистами. Речь идет о раскрученных еще до выборов Александре Дубинском (округ №94, Киевская область), Максиме Бужанском (округ №25, Днипро) и ряде других кандидатов. Для тех, чей организационный уровень и особое расположение на орбитах новой власти дает возможность самостоятельно создать и наполнять страницу в ФБ и вести компанию относительно автономно, без подсказок.

Вот основная Фейсбук-страница Дубинского: никаких навязчивых привязок к зеленому. Этот кандидат работает другими методами.

Бужанский, хоть и в зеленом, однако свои посты пишет сам: в риторике "Слуги народа" пока нет пророссийского направления, которое ему в соцсетях вменяли перед выборами.

 

Что же касается остального, общей массы кандидатов в народные депутаты, то их страницы в Фейсбук, Телеграм, Инстаграм сделаны словно под копирку. Наполнены отчетами о стандартных мерах, одинаковыми посылами избирателям. Обязательные элементы – запись видео, фразы про обновления. Стандартной является и наружная реклама ЗЕкандидатов.

Не будем здесь рассуждать о наличии оснований для недоверия центрального штаба своим мажоритарщикам. Отметим другое: похоже на то, что в будущей мегафракции не все депутаты будут априори равны в возможностях делать самостоятельные шаги, заявления или тем более голосовать по своему усмотрению. Но дело в том, что и руководство "Слуги народа" представлено малоопытными в политической, и парламентской в частности, работе людьми. И получится ли у них наладить внутрифракционную дисциплину для полутора сотен преимущественно самодостаточных депутатов – еще тот вопрос.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme