Уничтожить профсоюзы: Как Правительство совершает переворот на рынке труда

В правительственном проекте закона о труде не предусмотрено участие профессиональных объединений наемных работников

Экономический и политический обозреватель
Уничтожить профсоюзы: Как Правительство…

Правительство Алексея Гончарука направило в Верховную Раду проект Закона Украины "О труде", который должен заменить ныне действующий, но морально устаревший Кодекс законов о труде. Кабминовский проект, как и ожидалось, имеет целью осуществить "революцию" в отношениях работников и работодателей. По сравнению с нынешним положением вещей права трудящихся становятся менее объемными, тогда как рычаги влияния собственников предприятий и организаций на своих подчиненных становятся более убедительными, информирует Depo.ua.

Наиболее спорным моментом для наемных работников стало то, что работодатель получает в распоряжение эффективные механизмы для увольнения работников. И сможет это делать, не оглядываясь на актуальные ныне законные ограничения. Теперь у работодателя появляется возможность просто уволить работника без объяснений. Решив попрощаться, работодатель должен просто предупредить работника в определенный законом срок. Собственно, срок варьируется от 15 дней (для тех, кто работал меньше полугода) до 90 дней (для тех, кто работал больше 10 лет). Если компания хочет избавиться от работника, скорее, она имеет право отделаться денежной компенсацией за каждый сокращенный день.

Весьма интересный аспект, который обращает на себя внимание в законопроекте - это фактическое исключение из правового поля отношений работодателей и работников профессиональных союзов. Эти структуры, объединяющие работников в борьбе с произволом собственников, по сути своей являются адекватным способом защищаться от нарушения своих прав. Но по сравнению с цивилизованными странами, где профсоюзы в большей степени работают в пользу работников, в Украине они приобрели несколько искаженные формы.

Советско-украинские профсоюзы

С одной стороны профсоюзы являются рудиментом советского времени, когда они были ширмой ложной борьбы за права трудящихся. Тогда как в реальности играли на стороне государства, помогая им держать трудящихся в повиновении. При этом сама система профессиональных объединений стала за много лет многоступенчатой окологосударственной корпорацией. Такое себе государство в государстве, которое имеет свой бюджет, свое правительство и много интересного имущества. Быть профсоюзным боссом в советские времена было почти так же престижно, как и партийным функционером - причастность к руководящим звеньям предоставляла и статус, и материальную стабильность. Отчасти именно выходцы из профсоюзов делегировались народом в избирательные органы, что позволяло им делать систему более устойчивой и богатой.

По завершению существования Советского Союза профсоюзы остались при своем, ведь широкие полномочия в законах а также разветвленная и подкрепленная материально структура позволяли им сохранять влияние и основания для собственного существования. Главное - за счет предусмотренного в трудовом кодексе обязательства для владельцев отчислять средства первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу. Плюс к этому каждый работник из своего заработка продолжал отдавать процент на профсоюзы.

Давала повод для успешного продолжения существования профсоюзов и своеобразная "подушка" - огромное количество имущества в виде санаториев, баз отдыха, спортивных комплексов, медучреждений, угодий, земельных участков и других интересных объектов социальной и рекреационной инфраструктуры.

С точки зрения пользы для трудящихся, особых изменений после 1991 года не произошло. Просто, с постепенным переходом собственности из государственного управления в полугосударственное и частное, происходила переориентация профсоюзных боссов на других субъектов влияния. Там, где раньше профсоюзы помогали держать тех же металлургов в узде, они продолжили это делать для новых бенефициаров. Но доходность этой деятельности постепенно снижалась. Как вместе с ростом безработицы падали постепенно и поступления от взносов работников.

Возможность чувствовать себя уверенно и стабильно тем, кто находился и находится на вершине профсоюзной пищевой цепочки, позволяла также постепенное разгосударствление наиболее лакомых объектов профсоюзной собственности. При этом новыми владельцами становились порой те же самые руководители профсоюзных движений.

Но став частными, эти санатории, гостиницы и базы отдыха далеко не всегда становились настолько конкурентоспособными, чтобы обеспечивать себя доходами самостоятельно. Поэтому новой вехой в деятельности профсоюзных главарей стала загрузка своих бизнес-мощностей бюджетными заказами.

Способы "выживания" профсоюзов в нынешних условиях можно рассмотреть на примере скандального Фонда социального страхования Украины, который остается одним из последних форпостов материального благополучия профсоюзного "колосса".

Как известно, ФССУ аккумулирует в себе несколько десятков миллиардов поступлений от единого социального взноса, уплачиваемого каждым работником в Украине. Часть этих средств тратится на больничные и страховые выплаты потерпевшим на производстве. Значительная доля бюджета Фонда в то же время направляется в качестве оплаты на реабилитационное лечение тех, кто получил травму на производстве или страдает от какого-либо профессионального заболевания.

Эти средства - достаточно существенный ресурс, чтобы загрузить мощности бывшей профсоюзной инфраструктуры. Проще говоря - привлечь из бюджета Фонда средства в приватизированные санатории. Но для того, чтобы направить бюджеты в нужные каналы, надо иметь доступ к распределению этого ресурса.

Следует пояснить, что Фонд социального страхования управляется правлением-триумвиратом, в состав которого в равном количестве входят представители государства, профсоюзов и организаций работодателей. Каждая из этих сторон преследует свои интересы. А профсоюзные боссы делают все необходимое, чтобы источник, который питает их сеть, не пересыхал.

Что теперь

В контексте революционного снижения роли профсоюзов в сфере трудовых отношений следует ожидать, что эти структуры будут кардинально отодвинуты от потоков. Это, очевидно, повлияет и на жизнестойкость профсоюзной системы, которая вместе с возможностью влиять на процессы потеряет и возможность это влияние монетизировать.

Отстранение профсоюзов от участия в процессах и возможности предоставлять защиту работникам, можно ожидать, сделает наемных работников еще более бесправными перед работодателями. Также есть риск, что значительно упадет уровень социальной защиты, когда работникам перепадали хоть какие-то крохи после дерибана социальных фондов.

С другой стороны, вакуум, который образуется на месте погибающих профсоюзов, сможет вызвать к жизни какие-то более эффективные способы объединения трудящихся, которые будут менее зависимы от государства, олигархов и прочих владельцев производственных ресурсов. И, хоть это и выглядит как откат к первоначальному состоянию, все же дает почву для прорастания чего-то нового. Конечно, если государство не захочет монополизировать эту сферу путем создания некоего профсоюзного суррогата под своим контролем.

Читайте также: Трудовые контракты, упрощенное увольнения и перерывы на кормление младенцев: Что предлагает законопроект о труде

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme