Приватизация "Нафтогаза": Сможет ли правительство продать "запрещенные" предприятия

В ВР зарегистрирован правительственный проект закона, который определяет перечень объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации. Похоже, в Кабмине решили опередить оппозицию, дав украинцам список того, что не будут продавать. Однако не все так просто...

Приватизация "Нафтогаза": Сможет ли прав…

Законопроект №2831 появился в Раде неделю назад, 3 февраля, почти через две недели после утверждения правительством перечня предприятий, не подлежащих приватизации. Сейчас наработки подчиненных премьера Алексея Гончарука находятся на рассмотрении в парламентском Комитете по вопросам экономического развития. Дискуссии вокруг его принятия еще впереди.

Чиновники считают, что законопроект "обеспечит усиление контроля государства за сохранением и использованием имущества акционерных обществ, казенных и государственных предприятий, учреждений и организаций, не подлежащих приватизации," - об этом говорится в пояснительной записке к проекту.

Государственный сегмент национальной экономики у нас немалый: сейчас в Украине насчитывается более 80 органов управления объектами государственной собственности, которым подчинено около 3700 субъектов хозяйствования государственного сектора экономики. Впрочем, отмечают авторы законопроекта, большинство из этих субъектов хозяйственную деятельность не осуществляют.

С 2 октября 2019 года утратил силу предыдущий закон о перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации. Часть этих предприятий уже ликвидировано, приостановлено или реорганизовано (в правительстве таких насчитали 911, в частности ГП "Укршляхтехнология", облавтодоры, имущественные комплексы предприятий железнодорожного транспорта, ГП "Государственная лоцманская служба", областные радиотелевизионные передающие центры, ГП "Запорожское конструкторское бюро "Искра", Научно-производственное предприятие "Машпроект", Проектно-конструкторское бюро "Прогресс", Производственное объединение "Заря").

Критерии, по которым в правительстве определяли предприятия, не подлежащие приватизации:

- функции которых не могут в полной мере выполняться компаниями негосударственного сектора:

- предприятия, обеспечивающие энергетическую независимость и обороноспособность государства;

- естественные монополии;

- деятельность которых имеет критически важное значение для общества.

Какие же предприятия, оставшиеся в собственности государства, полностью или частично не будут подлежать приватизации в случае принятия этого закона?

Проект предусматривает запрет приватизации государственного контрольного пакета 50% + 1 акция девяти стратегических объектов. Это НАК "Нафтогаз Украины", АО "Украинская железная дорога", "Укрпочта", предприятия оборонного комплекса – ГАХК "Артем", ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море"", ПАО "Завод "Фиолент"", НПО "Киевский завод автоматики", АО "Хартрон" и предприятие железной дороги "Киев-Днепровское МППЖТ".

Предлагается полностью запретить приватизацию 101 общества, государственная 100-процентная доля в которых не подлежит продаже, а также государственных унитарных и казенных предприятий. Это НАЭК "Энергоатом", "Укргидроэнерго", "Укрэнерго", АО "Магистральные газопроводы Украины", госпредприятия "Оператор рынка" и "Гарантированный покупатель", "Документ", полиграфический комбинат "Украина", государственное предприятие "Антонов", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, Государственное Киевское конструкторское бюро "Луч", Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А. Морозова, завод имени В. А. Малышева, НПК "Зоря" - "Машпроект", ряд бронетанковых заводов и других предприятий оборонного и других направлений.

Также предложено наложить запрет на приватизацию 109 объектов культуры и спорта – среди них Национальный цирк Украины, Национальная филармония Украины, Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко, Национальное издательство детской литературы "Веселка", Национальный заслуженный академический украинский народный хор Украины им. Г. Веревки, Львовская национальная музыкальная академия имени Н. Лысенко, Одесская национальная музыкальная академия им. А. Неждановой, Национальная музыкальная академия Украины им. П. Чайковского, Национальный спорткомплекс "Олимпийский", Олимпийский учебно-спортивный центр "Конча-Заспа", музеи, заповедники и другие знаковые для украинцев объекты культурного наследия.

"Нафтогаз" - на приватизацию равняйсь?

Среди знаковых объектов, которые государство хочет сохранить в своем "кармане", привлекает внимание, в частности, "Нафтогаз Украины". Синхронно с появлением правительственного законопроекта СМИ распространили заявление председателя правления НАК Андрея Коболева о том, что уже "ничего не мешает приватизировать "Нафтогаз"". Заявления о возможности продажи пакета акций компании на бирже Коболев, который работает в НАК с 2014 года и контракт которого заканчивается в конце марта э. г., не раз делал и раньше.

На этот раз в интервью изданию "РБК-Украина", опубликованном 10 февраля, он отметил, что после анбандлинга (выделения из "Нафтогаза" газотранспортной системы Украины) за госкомпанией остаются такие функции, как выполнение подписанного в конце 2019 года "газового контракта" с "Газпромом", добыча и поставки газа, контроль за соблюдением государственных интересов в сфере поставок энергоносителя.

После удачного анбандлинга Коболев предлагает НАК ... продать – частично, полностью, как выберут <...> если государство хочет сохранить донора бюджета, снять дискуссию о зарплате, улучшить корпоративное управление, чтобы, возможно, получить еще больше денег и единовременно получить существенную сумму от этой компании". "Все монопольные функции из компании вышли. Рисков для энергетической безопасности страны при нормальном регулировании мы уже не видим", - говорит он.

Механизм продажи председатель правления видит таким: "Мы давно предлагаем как минимум миноритарный пакет выпустить на биржу. Если результат понравится, продать и все остальное". Подготовить к продаже НАК можно за три года, считает Коболев.

Но не все однозначно в этих планах. Их реалистичность отрицает председатель парламентского Комитета по энергетике и жилищно-коммунальным услугам Андрей Герус. Он написал в "Фейсбуке", что приватизация "Нафтогаза" или размещение акций компании нарушили бы действующее законодательство. За НАК осталась функция хранения газа в подземных хранилищах: "Закон, который мы недавно приняли, говорит, что подземные газовые хранилища могут быть только в собственности компании, 100% корпоративных прав которой принадлежит государству", - пишет Герус. По его словам, чтобы приватизация стала возможной, "Нафтогаз" должен передать другой госкомпании свои подземные газохранилища, а это маловероятно.

В целом внесенный правительством законопроект оставляет лазейку для предположений относительно перспектив приватизации или выхода на IPO (продажа пакетов акций) государственных предприятий, где государство контролирует 50% + 1 акцию. И если намерение приватизировать 49 процентов "Нафтогаза" может натолкнуться на упомянутые Герусом законодательные препятствия, то что мешает желанию наполнить государственный бюджет за счет продажи других объектов, среди которых есть лакомые куски?

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"