Конфискация для МВФ: Кого у Зеленского хотят сажать за "незаконное обогащение"

Президент Владимир Зеленский внес в Раду проект закона о конфискации нечестно нажитого имущества. Действующий парламент его уже не примет. Но на Банковой сидят реалисты, которые рассчитывают на дополнительные голоса за партию "Слуга народа"

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Конфискация для МВФ: Кого у Зеленского х…
Фото: УНИАН

Поданный в Верховную Раду Владимиром Зеленским проект закона №10461 от 17.07.2019 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказания за приобретение таких активов" определен как неотложный и передан в Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Президент предлагает рассмотреть его на внеочередном пленарном заседании, которое просит созвать до 19 июля, пока не истек срок работы последней, десятой парламентской сессии восьмого созыва. Спикер Рады Андрей Парубий президенту упорно отказывает. Эти политические движения не оставляют шансов для принятия данной инициативы до парламентских выборов.

О чем говорится в законопроекте

Он предполагает возвращение в Уголовный кодекс Украины статьи 368 с пометкой 5 ("Незаконное обогащение"). Аналогичная по названию (и отличающаяся по содержанию) статья 368 со значком 2 УКУ признана такой, что не отвечает Конституции, решением Конституционного Суда № 1-р/2019 от 26 февраля 2019 г. С тех пор эта статья не действует. Ее возвращения в отечественное законодательство требуют международные организации, в том числе Международный валютный фонд.

28 февраля этого года предшественник Зеленского на посту президента Петр Порошенко внес всей вариант урегулирования этого законодательного пробела – проект закона под №10110. Он дублировал нормы отмененного КСУ закона в части величины незаконных средств или активов. Но устранял претензию Конституционного Суда относительно несоответствия презумпции невиновности обязательства самого подозреваемого доказать законность своих состояний.

При этом Порошенко предлагал такое определение незаконного обогащения, которое, по мнению юристов "Центра противодействия коррупции", не дало бы возможности доказать вину коррупционеров в суде. Так или иначе, этот проект не был рассмотрен парламентом.

В "забракованной" Конституционным Судом версии закона каралось вступление уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления лицом в собственность денег или имущества на сумму свыше одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан, законность оснований приобретения которых не подтверждена. Зато у Зеленского хотят наказывать за незаконное обогащение на сумму, которая более чем на 12 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан превышает доходы данного лица. Такое поднятие выглядит несколько странным.

В законопроекте Владимира Зеленского незаконное обогащение предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать должности на госслужбе до трех лет. Активы же, приобретенные в результате совершения коррупционного правонарушения, подлежат конфискации или специальной конфискации по решению суда.

Вносятся и другие изменения в Гражданский, Гражданский процессуальный кодексы Украины и ряд других законов, задача которых – создать процедуры привлечения к уголовной ответственности виновных в незаконном обогащении и взыскания необоснованных активов в госказну.

Рассмотрение дел о признании активов незаконными и взыскании их в доход государства предлагается возложить на Высший антикоррупционный суд (судить коррупционеров должны коллегиально три судьи ВАС). Иск о признании необоснованными активов и их взыскании подает представитель Национального антикоррупционного бюро Украины по согласованию с прокурором Специализированной антикоррупционной прокуратуры.

Предлагается такая процедура рассмотрения дел о коррупционных доходах: сначала истец сообщает суду факты, подтверждающие связь активов с лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, и их необоснованность, то есть наличие упомянутой разницы между стоимостью активов и доходами этого лица. После этого ответчик доказывает законность своих активов. А тогда уже суд выносит решение в пользу той стороны, доказательства которой были более убедительными.

Этот закон может иметь обратное действие. В суд можно будет обратиться по поводу необоснованных активов, приобретенных в течение трех лет до дня вступления в силу этого закона, если разница между стоимостью активов и доходами лица в 500 и более раз превышает размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на день вступления в силу закона. Такой же критерий действует для исков относительно необоснованных активов, приобретенных после вступления в силу рассматриваемого закона.

Внесение этого законопроекта за несколько дней до голосования граждан за новый состав парламента, а также отказ действующего депутатского корпуса собираться на внеочередное заседание вкупе делают из этого документа выгодную власти "фишечку". Несомненно, что законопроект Зеленского будет принят следующим составом Верховной Рады. А вот будет ли он действовать для всех или только для избранных властью фигур – вопрос. Предыдущая история попыток привлечь к ответственности политиков, на которых пало подозрение в незаконном обогащении, показала, что эту статью можно использовать в качестве политического давления. Причем не только со стороны власти, но и со стороны других заинтересованных сторон. Поэтому открытым остается вопрос, воздержится ли Зеленский от соблазна действовать по тем же лекалам

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme