Парламент и новые лица: Главные вызовы для Зеленского

В 20:00 в Украине закрылись избирательные участки, а экзит-полы опубликовали свои первые результаты

Парламент и новые лица: Главные вызовы д…

По данным Национального экзит-пола, Владимир Зеленский получил 73,2%, голосов, а Петр Порошенко -25,3%. Вычеркнули обоих кандидатов - 1,5%. Это данные по состоянию на 18:00. Окончательные будут в 22:00.

У "1+1" данные немного другие: Владимир Зеленский - 72,7%, Петр Порошенко - 27,3%. Экзит-пол 112 + NewsOne также демонстрирует ошеломляющие цифры Зеленского - 73,7% против 26,3% у Порошенко.

Официальные данные ЦИК должны обнародовать до 1-го мая. Но уже сейчас можно говорить, что скорее всего шестым президентом Украины по результатам второго тура станет Владимир Зеленский. И его ждет ряд вызовов, которые мы проанализируем.

Электоральные ожидания

Как говорил в последнем интервью Игорь Коломойский, которого называют главным бенефициаром Владимира Зеленского, у нового президента будет иммунитет на первые 100 дней после инаугурации. И во время этих 100 дней украинский народ ждет перемен от новоизбранного главы государства. Если верить соцопросам, то среди ожиданий есть много вещей, за которые новоизбранный президент не будет отвечать. Например, КМИС опросил людей перед вторым туром - 39% ждут от Зеленского снижения тарифов. И неважно, что за тарифную политику отвечает Кабмин. А еще 32,4% людей хотят ускорения или начала расследования наиболее резонансных коррупционных дел, забывая про правоохранительные и антикоррупционные органы. Поэтому "ні обіцянок, ні пробачень" не спасут Зеленского от роста антирейтинга, потому что во втором туре за него проголосовали как избиратели других кандидатов, в частности Бойко-Вилкула с Востока, так и ненавистники Порошенко. Их разочарование из-за отсутствия тарифных "пряников", которые не позволяет сделать экономика, станет одной из проблем для нового главы государства. С гневом украинцев все же сталкивается каждый президент, но народная нелюбовь дает возможность различным группам влияния не только информационно убивать гаранта, но и, руководствуясь настроениями общества, блокировать его работу через парламент. Между прочим, именно Верховная Рада является инструментом сдерживания главы государства, особенно Зеленского, у которого не будет там своей фракции.

Парламентские моменты и коалиция

Владимир Зеленский очень хочет закон об импичменте. Но не меньше того он стремится распустить парламент, поскольку ему нужно большинство. И сам понимает, что может не успеть. Все это следует из его слов во время последних разговоров с прессой.

Согласно законодательству, президент имеет три повода, чтобы распустить Верховную Раду. Согласно статье 90 Конституции, Президент вправе досрочно прекратить ее полномочия, если:

1) в течение одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций согласно статье 83 Конституции;

2) в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета Министров не сформирован персональный состав Кабинета Министров Украины;

3) в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.

Как ранее уже писал Depo.ua, Окружной админсуд Киева демонстрирует готовность обеспечить основу для важных политических решений. Именно этот суд, о влиянии на который бывшего антикоррупционного уполномоченного правительства Азарова, а ныне личного адвоката Игоря Коломойского и одновременно ведущего юриста избирательного штаба Зеленского Андрея Богдана сообщали СМИ, в рамках рассмотрения иска нардепа Андрея Деркача обратился к Верховной Раде с требованием подтвердить наличие коалиции и предоставить ее персональный состав по состоянию на 28 февраля. А на основании ответа или его отсутствия суд может обеспечить новому президенту правовые основания для досрочного роспуска парламента. Depo.ua подробно рассказывало про этот и другие сценарии развития событий вокруг перспектив Рады 8 созыва.

Если станет понятно, что коалиции нет, и это даст возможность президенту принимать решение о роспуске парламента, он все равно может не успеть. Официально у президента есть время распустить Раду до 27 мая. После этого вступает в силу ограничение "6 месяцев до окончания полномочий парламента". И во время этогопериода о роспуске речи не будет. И тут есть несколько "но". ЦИК должна объявить официальные результаты второго тура выборов до 1-го мая. Полномочия Петра Порошенко истекают в июне, а инаугурация нового главы государства должна состояться не позднее 3-го июня. Дату устанавливает председатель ВР. Если Порошенко и не добудет свой срок, инаугурацию даже проведут условно после майских праздников, а коалиции юридически не будет существовать, правовая коллизия никуда не денется. Зеленский, казалось бы, все равно должен дать депутатам месяц на переговоры по формированию союза. Это четко прописано в части седьмой статьи 83 Конституции Украины: "коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины формируется в течение одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады Украины, которое проводится после очередных или внеочередных выборов Верховной Рады Украины, или в течение месяца со дня прекращения деятельности коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины". Если развал коалиции состоится в апреле - все понятно, роспуск невозможен. Если же окажется, что ее не существует с 28-го февраля - варианты есть. Над вторым уже работают юристы команды "Зе", ибо в нем именно Зеленский заинтересован.

Но по состоянию на сегодня президенту придется жить до конца осени (парламентские выборы 27-го октября) без собственной фракции. Надеяться новый президент сможет разве на лоббистов Коломойского или перебежчиков из других фракций. И в присутствии крупнейшей фракции БПП в коалиции с НФ протащить свои инициативы без компромиссов ему будет очень трудно. По состоянию на сегодня провластным фракциям, наоборот, будет выгодно "убивать" рейтинг комика-президента. Это может касаться и неприятием его кандидатур на должность главы СБУ, генпрокурора, министров обороны и главы МИД.

Среди обещаний Зеленского - поддержка закона об импичменте и внесение законопроекта об отмене неприкосновенности депутатов могут стать его фишкой. Особенно, если последний не будет поддержан нардепами.

Команда и новые лица

Время до парламентских выборов Зеленский будет использовать для построения собственной команды, с которой попытается продвинуть собственные идеи и войти в осенние гонки. Если фамилии экспертов, с которыми он придет в Администрацию президента, он уже назвал, как и потенциальных министра обороны и внешнеполитического ведомства (Апаршин и Данилюк), то с главами ОГА и РГА у него могут возникнуть проблемы. Также после второго тура Зеленский обещал назвать пятерку своих людей, включительно с потенциальным премьером. Хотя Правительство - это не его полномочия. На момент написания статьи - этих кадров мы не знали.

У Зеленского нет своих людей на местах, поэтому ему придется либо оставлять нынешних глав ОГА и РГА, назначенных Порошенко, или надеяться на резерв Коломойского, что лишь подтвердит зависимость президента от олигарха. Например, Петр Порошенко в свое время с июля по декабрь 2014 года уволил 21 из 24 губернаторов, которых назначал Турчинов. Еще трех губернаторов уволили в 2015-ом.

Игорь Коломойский в интервью "Схемам" говорил, что Зеленскому придется притереться к системе, понять, как она работает, и кадровых чисток поначалу может не быть вообще. При таком варианте под вопросом окажется управляемость регионов для главы государства.

Если говорить о правительстве, то там есть ряд министров, которых привел Порошенко. Например, глава МИД Климкин, руководитель Министерства информационной политики Стець. Вполне возможно, что они уйдут вместе с Петром Алексеевичем. Но присутствие кадров Зеленского там будет зависеть исключительно от договоренностей с Кабмином и ВР.

Возможно, будут меняться и руководители внешнеполитических ведомств, хотя в свое время Александр Турчинов и Петр Порошенко изменили всего 25.

В общем, у Зеленского могут быть только заинтересованы в продолжении работы правительства Гройсмана. Ибо осенью, желательно до парламентских выборов, необходимо принимать бюджет на 2020-й год, а уже в мае в Украину приедет миссия МВФ. Продолжить сотрудничество с фондом гораздо удобнее с премьером и правительством, который с ними сотрудничает.

В СНБО Зеленский расставит собственных людей, и его роль в первые дни власти будет очень важной. Потому что именно СНБО имеет полномочия принимать решения, обязательные к исполнению, в том числе Кабинетом министров.

Администрация президента, куда Зеленский так же зайдет с собственными людьми, может стать ключевым ведомством для поиска компромиссов с элитами - от национальных до региональных. И здесь так же важна личность руководителя АП.

Силовики

Смена руководителей силовых ведомств - это настоящий вызов для Зеленского. Учитывая отсутствие собственных сил в парламенте в начале, президенту, возможно, придется и в дальнейшем работать с генпрокурором юрием Луценко и главой СБУ Грицаком, по крайней мере до осени. Вопрос министра обороны останется открытым. Руководители этих ведомств должны быть поддержаны парламентом.

Кто станет секретарем СНБО, на момент написания статьи - неизвестно. Говоря про МВД и министра Арсена Авакова, Владимир Зеленский благодарил его за хорошую работу после первого тура выборов. От МВД в сторону Зеленского также звучали приятные слова, в основном от соратника министра Антона Геращенко. Также в расследовании Bihus.Info речь идет о возможном влиянии людей Авакова на команду Зеленского. Но доказательств этому нет никаких. Сам же Аваков публично говорил, что не поддерживает ни Порошенко, ни Зеленского. Пытался продемонстрировать нейтралитет, хотя неоднократно возникали подозрения, что министр работает против президента Порошенко.

Поскольку президент Украины является верховным главнокомандующим, то он назначает высшее командование ВСУ и других военных формирований. И тут Зеленский может надеяться разве что на кадры людей, которых он видит в СНБО и Минобороны.

Внешняя политика

Независимо от того, поддержит ли Верховная Рада подачи Зеленского относительно министра иностранных дел, внешняя политика согласно Конституции относится к сфере ответственности президента. Поэтому на этой ниве новый глава государства должен показывать незаурядные способности в условиях гарантированных внутренних трудностей.

Наиболее громкие локальные проблемы, которые попытается решить Зеленский, могут быть связаны с Венгрией и Польшей. Вопрос нацменьшинств, которые очень беспокоит Виктора Орбана, станет предметом обсуждений. А поляков вполне можно подкупить увольнением одиозного главы Института нацпамяти Владимира Вятровича, хотя для этого придется искать компромисс с Кабмином, который назначает главу ведомства.

Кроме Польши и Венгрии важной составляющей станет сохранение сотрудничества с МВФ, ЕС, и США. Зеленскому надо продемонстрировать преемственность курса, сохранить антироссийскую коалицию. Спецпредставитель США Курт Волкер уже заявил, что Штаты в Украине надолго. Да и в ЕС готовы принять любого президента.

Но главные ожидания украинцев, связанные с новым президентом во внешней политике, касаются переговоров с Россией. Опрос КМИС показывает, что на это надеются 23,3% респондентов. Зеленский, который обещал мир на Донбассе и расширение нормандского формата за счет США и Великобритании, будет вынужден идти на диалог. Но пойдет ли на него Москва? Вполне возможно, что Путин попытается выторговать что-то у украинского президента в обмен на освобождение части наших пленных. Особенно это будет актуально на фоне возможных неудач Зеленского во внутренней политике к осени из-за противодействия парламента и потери рейтингов.

И понятно, что внешняя политика в отношении России у Зеленского вряд ли будет сильно отличаться от той, которую исповедует Порошенко. Потому что комик не является самоубийцей. И ключ от мира лежит в Москве.

Не потерять рейтинг

Политика Зеленского - от внутренней до внешней - получит оценку уже на парламентских выборах. Партия "Слуга народа" по состоянию на апрель согласно социологии является лидером предпочтений. Расклады КМИСа выглядят следующим образом:

25,9% – "Слуга народа";
15,7% – Оппозиционная платформа – "За Жизнь";
13,9% – Блок Петра Порошенко "Солидарнисть";
12,1% – "Батькивщина";
5,1% – "Гражданская позиция";
5% – "Сила и Честь".

И именно от кадровых назначений, результатов компромисса или его отсутствия у парламентов, внешнеполитических успехов или неудач, и сотрудничества с Правительством в реформах зависит, насколько эти показатели будут сохраняться. Чего достичь президенту будет крайне непросто.

Кроме этого, как известно Depo.ua, в парламенте есть законопроект об ограничении полномочий президента. О нем читайте далее.

Читайте также: Контракт Тимошенко для Коломойского: сделают ли из Зеленского царя Додона

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme