Реформа от Шмыгаля: Почему децентрализация начинается сначала

Министр развития общин и территорий запускает новый процесс обсуждения административно-территориальной реформы

Экономический и политический обозреватель
Реформа от Шмыгаля: Почему децентрализац…

После того, как реформа териториально-административного устройства забуксовала, и в конце прошлого года президент отозвал свой законопроект относительно изменений в Конституцию, в министерстве развития общин и территорий заговорили о новом формате децентрализации. Который, якобы, уже не будет таким противоречивым и не вызовет возмущения в обществе - как это случилось с предыдущим проектом.

Depo.ua пытается понять, что задумала власть и как повлияет на процесс то, что вожжи децентрализации оказались в руках нового министра развития общин и территорий и вице-премьера Дениса Шмыгаля.

История вопроса

Проект изменений территориального и административного устройства Украины новый президент Владимир Зеленский подал в парламент в декабре прошлого года. Уже в январе Рада должна была отправить его в Конституционный суд на согласование (поскольку проектом предусматриваются изменения Основного закона), дождаться ответа и принять уже в этом году чтобы осенние местные выборы проводить на новой законодательной основе.

Замысел под названием "децентрализация" имел в виду расширение полномочий и компетенций регионов. Речь шла о том, что местные сообщества и местное самоуправление на уровне более крупных образований (округов и областей) получат больше полномочий и будут распоряжаться местными ресурсами и денежными средствами.

Согласно представленному президентом новому проекту предполагается, что основой власти в Украине будут местные общины.

Далее общины объединяются в округа, которые заменят собой нынешние районы. Округов должно было остаться около 100, тогда как районов на сегодняшний день - в несколько раз больше. Следующий уровень – областной. Каждая область должна была бы объединить от трех до 10 округов.

В областях и округах вместо нынешних глав ОГА и РГА должны появиться префекты. И предполагалось, что кроме надзора за соблюдением законов сообществами, советами и их полномочными представителями, префекты, как и нынешние руководители областных государственных администраций, будут нести "бремя" координации на местах государственных органов исполнительной власти.

А вот областные и окружные советы по президентскому проекту подвергались притеснениям. При том, что они получали возможность создавать собственные исполнительные органы для ведения хозяйства на вверенных им территориях, становилось очевидным, что особой самостоятельности советам не дадут. Более того – им закручивали гайки так, чтобы они еще больше чем раньше были покорными и оставались в траектории движения центральной власти.

Критически восприняло общество и план относительно Донбасса, который сквозил в этом проекте. Главная измена, по мнению экспертов, заключалась в том, что если ранее административно-территориальное устройство Украины в части установления границ областей и их правового статуса было четко определено в Конституции Украины, то в своем проекте Зеленский предложил перевести этот вопрос в плоскость законов. Когда образование и ликвидацию областей в ручном режиме могла бы осуществлять Верховная Рада хоть каждую неделю. Фактически это предложение прочиталась как возможность создавать хоть федеральные округа и автономии. И в этом увидели угрозу ручной федерализации Донбасса в угоду Путину.

Уже в январе 2020 года, когда парламент должен был голосовать за отправку проекта на экспертизу в Конституционный суд, президент отозвал проект - якобы, услышав общество и поняв, что реформа нуждается в доработке.

Это сняло определенное напряжение и внесло ясность в вопрос проведения осенних выборов: учитывая такую задержку внедрить реформу до осени вряд ли удастся и выборы пройдут в традиционном формате - будем выбирать мэров, городские, районные и областные советы.

Дезорганизация децентрализации

Надо сказать, что идеологом предыдущего варианта реформы был лидер "Слуги народа" Александр Корниенко, который довольно критически воспринял неудачу с так нежно взлелеянным им проектом. И, похоже, умыл руки от дальнейшего участия этом процессе.

Зато правительство получило нового министра развития общин и территорий и вице-премьера Дениса Шмыгаля, который имеет теперь нагрузку по разработке и продвижению реформы. Но конкретного видения нового кроя Украины, похоже, еще нет.

Так, в интервью Интерфакс-Украина Шмыгаль заявил, что "сегодня точно ни у президента, ни у председателя Верховной Рады, ни у премьер-министра, ни у меня нет окончательного ответа или какого-то навязчивого видения, какими должны быть эти изменения". Эти слова министра можно понять как то, что конкретной концепции реформирования в министерстве пока нет и все начинается с чистого листа.

В то же время, по словам вице-премьера, в министерстве сейчас работают над форматом проведения "быстрой, но очень широкой общественной дискуссии". Там хотят услышать мнение местных элит, затем обсудить вопрос с международными экспертами и представителями Венецианской комиссии. И только тогда вносить проект в парламент.

Со слов новоназначенного чиновника можно понять, что он живет надеждой провести реформу в этом году. "В принципе, думаю, что мы в марте выйдем уже на финальное видение, которое согласуем с комитетами Верховной Рады и будем готовить для передачи в парламент. У нас, конечно, будет еще определенный люфт в плюс-минус месяц для исправления возможных ошибок и неточностей, учета пожеланий мировых экспертов. Но в марте месяце мы хотим выходить на финишную прямую", - заявил Шмыгаль.

При этом в голове у министра "выход на финишную прямую" вполне укладывается с параллельным продолжением принципиальных дискуссий по субрегиональному уровню: "То есть, вопрос быть ли районным советам, районным администрациям, быть округам, или быть областям. Тут вопрос на самом деле заключается в том, где будет концентрироваться региональный уровень управления и координации: в областях или районах. Потому что функций останется не так много при передаче полномочий на места, чтобы разделить их и на области и районы. Получается так, что может быть сильная областная власть и несколько функций у районных или окружных. Или наоборот – областная власть будет слаба, но будут сильные округа или районы, а один из районов будет на себя забирать две-три областные функции".

Этот когнитивный диссонанс, когда министр вполне допускает возможность принимать реформу при том, что будет продолжаться дискуссия о формате власти на местах, может свидетельствовать о двух вещах. Или новый куратор реформы еще не разобрался в сути того, обо что разбилась предыдущая попытка децентрализации. Или победные реляции о скорейшем выполнении поставленной задачи являются не более чем пиаром. А вся эта, собственно, децентрализация, является для министра лишь навязчивым и не очень приятным приложением к такой вожделенной возможности наконец-то окунуться в реформирование более сочной строительной отрасли.

Так или иначе, но воля власти к проведению административно-территориальной реформы и наведение порядка в хаотично-анархическом формировании ОТО, похоже, исчерпывается. И местные элиты действительно могут немного выдохнуть и спокойно готовиться к осенним выборам.

Читайте также: Перекроить Родину: Зачем Зеленский меняет территориальное устройство Украины

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme