Пострадают самые бедные: Как "слуги" доиграются с избирателями в повышение минималки

Вчера Верховная Рада 295 голосами приняла в целом президентский законопроект №3963 о повышении минимальной зарплаты (МЗП) с нынешних 4723 грн до 5 тыс. грн — почти на 6%. Все бы хорошо, но это решение — под выборы

Пострадают самые бедные: Как "слуги" дои…

Новый размер минималки должен был включиться с 1 января 2021 года, но президент предложил сделать этот шаг на четыре месяца раньше. Напомним, 25 октября в Украине должны состояться местные выборы. Именно в этом обозреватели видят настоящую мотивацию "щедрости" власти, которая спешит, чтобы избиратели получили повышенные зарплаты еще до дня выборов и поблагодарили своих "благодетелей" в кабинке для голосования.

Кто голосовал за и против повышения минималки

Вокруг принятия этого решения сложилась ситуативная коалиция интересной конфигурации. В ее состав вошли фракция "Слуга народа", которая дала в поддержку законопроекту 231 голос (1 воздержался), фракция "Оппозиционная платформа — За жизнь" — 26 голосов, группа "За будущее" — 12 за, группа "Доверие" — 15 голосов, внефракционные — 11 за.

Поддержать президентский проект не захотели 22 депутата фракции "Европейская солидарность", которые воздержались во время голосования, еще двое их коллег не голосовали. Во фракции "Батькивщина" десять депутатов воздержались, двое не голосовали. Категорически против инициативы президента выступили во фракции "Голос", восемь членов которой проголосовали против, а один депутат не голосовал.

У "Батькивщины" и ОПЗЖ были свои законопроекты такой же направленности, которые отличались лишь величиной повышения МЗП, но депутаты отдали приоритет предложению президента.

Откуда возьмут деньги на повышение минималки

Источников на Банковой видят два. Во-первых, за счет экономии на обслуживании государственного долга: на непрогнозируемом укреплении гривны в предыдущие месяцы Минфину удалось сэкономить почти 3,5 млрд грн.

Вторым источником покрытия дополнительных расходов бюджета видят увеличение поступлений от налогов на доходы физических лиц и на добавленную стоимость — парадоксально, но эти деньги должны поступить именно благодаря повышению "минималки". При этом их еще предстоит собрать в казну, с чем у двух подряд правительств Зеленского возникают проблемы величиной в десятки миллиардов гривен бюджетной "дыры". Что порождает сомнение в реалистичности этого намерения и качестве его влияния на ситуацию в экономике, которая едва начала восстанавливаться от весеннего "коронавирусного" карантина. Ведь "цена" повышения, по оценкам самой власти, - 4 млрд грн дополнительных расходов государственного бюджета.

Выгода от дополнительных 277 гривен

Какие же позитивы от роста МЗП видят во власти? Обновленная минималка приведет к автоматическому росту зарплат бюджетников и госслужащих, оклады которых рассчитываются по тарифной сетке, привязанной к минимальной зарплате. Еще один позитив — МЗП приблизится к уровню фактического прожиточного минимума (который сейчас, по оценкам, незначительно превышает 5 тыс. грн). В президентском офисе это решение назвали первым шагом к улучшению социально-экономических гарантий работникам в Украине. В правительстве обещают в проекте государственного бюджета на 2021 пойти дальше и в январе и июле пересчитать этот показатель соответственно до 6 и 6,5 тыс. грн.

В правительстве демонстрируют оптимизм и говорят, что повышение "будет почти незаметным как для людей, так и для экономики" и стимулирует потребительский спрос на украинскую продукцию. Об этом написал в Телеграм после голосования премьер-министр Денис Шмыгаль.

В свою очередь, министр финансов Сергей Марченко утверждает, что повышение "минималки" является взвешенным решением, благодаря которому Пенсионный фонд получит дополнительно 1,7 млрд грн единого социального взноса и еще 1,2 млрд грн налога с доходов физлиц поступят в центральный и местные бюджеты .

Почему экономисты против повышения в Украине минимальной зарплаты

Бизнес- и экспертные круги далеки от оптимизма в оценках решения украинской власти. Европейская бизнес-ассоциация предлагала правительству отказаться от повышения, заявляя, что во время кризиса нельзя увеличивать налоговую нагрузку на добросовестных предпринимателей и что это приведет к росту теневого сектора экономики. Чиновники парируют, что бизнес, который платит зарплаты значительно выше минимальных, изменений не почувствует. Волноваться стоит тем, кто платит официально только 4723 грн минималки, а остальные выдает "в конвертах".

Экономисты выражают фундаментальные оговорки. Говорят: повышать зарплаты можно, когда для этого есть экономические, а не политические основания — по крайней мере, когда растет экономика и производительность труда, чего пока в Украине не наблюдается. Большинство институтов, исследующих отечественную экономику, прогнозируют, что ВВП Украины в этом году упадет на 5-6%, а на 2021-й ожидается рост до 4,2%. Это точно не является фундаментом для планируемого властью трехкратного за полгода повышения минимальной зарплаты.

За деньги, что дополнительно появятся в карманах украинцев, те пойдут покупать не только товары украинского производства, но и импорт. Стимулирование потребительского спроса из-за повышения "минималки", на что надеется правительство, может вызвать рост импорта, а это вернет в "минус" платежный баланс страны и в конечном итоге повлияет на курс гривны. Стремительный рост "минималки" способен спровоцировать новое усиление инфляции, считают в Киевской школе экономики (KSE), а добавленные властью "дармовые" деньги съест рост цен.

Можно спрогнозировать и критику решения Верховной Рады со стороны Международного валютного фонда, который настаивает на экономически обоснованном росте доходов населения Украины. Это логично: власти страны, жизнедеятельность которой во многом зависит от иностранного кредитования, должны более осторожно относиться к решениям, куда эти фактически занятые деньги тратить.

Поэтому, наверное, оправдана определенная эмоциональность рекомендаций специалистов Центра экономических стратегий, которые называют планы Зеленского "популизмом, который ломает экономическое обновление" не только в краткосрочной перспективе, но и на годы вперед. "Такое повышение создает ряд рисков и искажений экономических стимулов, с которыми Украине придется жить не один год", — отмечают экономисты и советуют правительству не ломать экономическое обновление самостоятельно.

Путем "старых лиц"

Поэтому решение повысить МЗП многие считают завуалированной формой предвыборного подкупа властью избирателей с невысокими доходами. Но это инструмент из арсенала приснопамятных "старых лиц", против позорных методов деятельности которых решительно выступила Зе! команда, получив на президентских и парламентских выборах большую поддержку украинцев во всех регионах. Получается, за год "слуги" так и не смогли предложить ничего принципиально нового и вынуждены вернуться к социальному популизму.

Повышение минимальной зарплаты, пенсий, социальных выплат было (и, как стало понятно сегодня, осталось) любимым методом "работы" с электоратом всех украинских властей, а одновременно "призом", за который шла борьба между политиками за право называться большим "благодетелем". Так, в октябре 2009 года (напомним, на следующий год были запланированы президентские выборы) тогдашний премьер-министр Украины Юлия Тимошенко направила президенту Виктору Ющенко письмо с предложением ветировать принятый Верховной Радой по инициативе лидера Партии регионов Виктора Януковича закон о повышении прожиточного минимума и минимальной заработной платы до 744 грн. Тогда Юлия Владимировна вполне справедливо заметила, что "игнорируя экономические аксиомы, руководствуясь исключительно предвыборным популизмом, пренебрегая здравым смыслом, отдельные политические силы пытаются втянуть Украину в экономический хаос" и что "основным принципом построения бюджетной системы любого государства является беспристрастное, финансово взвешенное распределение национального продукта".

Несколько раз повышали МЗП во времена президента Петра Порошенко. Вспомним принятое в конце 2016 года решение правительства Владимира Гройсмана поднять минималку сразу на 100 процентов — с 1600 до 3200 грн с 1 января 2017 года на фоне небольшого роста экономики. Шока это не вызвало: минимальная зарплата "догнала" рост средней заработной платы по инфляции и девальвации в 2014-2015 гг. И все же в феврале 2017 года инфляция прыгнула за 14%. Властям пришлось принимать меры для сдерживания роста цен. Кстати, тогда Юлия Тимошенко выступала уже за более существенное повышение, назвав шаг правительства "большим обманом для Украины".

Получив этот урок, Гройсман осенью 2017 года заявил с трибуны парламента депутатам, которые требовали вновь повысить МЗП, что минимальная зарплата вырастет с 3,2 до 5 тыс. грн только тогда, когда рост национальной экономики составит 5%. За следующие два года правительство Гройсмана подняло размер минималки еще на 1523 грн, но эти решения принимались все же в условиях подъема экономики, а не ее падения, как сегодня.

Поэтому в целом есть сомнения, чтобы с этим повышением МЗП не получилось по закону сообщающихся сосудов: если где-то "долили", то в другом месте "обмелело". Дополнительные деньги "с барского плеча", созданные не работающей экономикой, а фактически занятые или "напечатанные" Нацбанком, не сделают украинцев богаче, а скорее наоборот. Но законы пиара накануне выборов превалируют над законами экономики. Но в конечном итоге экономика все-таки побеждает, и бедные избиратели, которые поведутся на подарки популистов, традиционно почувствуют это на уровне своих карманов.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"