Новый налог на землю и усложненная аренда квартир: Как "слуги" снова заглядывают в карман к народу

Верховная Рада может принять законопроекты, которые обременят владельцев недвижимости и земельных паев дополнительным денежным побором, а квартиры запретят сдавать в аренду без участия риелторов

Экономический и политический обозреватель
Новый налог на землю и усложненная аренд…

Судя по некоторым законопроектам, решения нардепов, которые должны выглядеть как попытка навести в государстве порядок, выглядят скорее как стремление закрутить гайки. И залезть к народу в кошелек, который и так уже за время коронокризиса стал тонким, как осенний листочек.

Два законопроекта, которые могут лишить большое количество украинцев существенных поступлений в их семейные бюджеты, сейчас проходят необходимые процедуры в парламенте. Речь идет о документах, один из которых называется "О детенизации производства сельскохозяйственной продукции" (№3131), а второй направлен на регулирование риелторской деятельности (№3618).

Новый налог на землю - за что придется платить и причем здесь рынок земли

Первый из упомянутых проектов имеет целью заставить владельцев земельных наделов поскорее распрощаться со своими участками, ведь содержать эту землю скоро может стать им не по карману из-за введения большого, как для этого вида собственности, налога.

Проект №3131 вводит минимальный налог на землю в размере 5% от оценочной стоимости гектара. Этот налог придется платить ежегодно. Фактически получается так, что владелец земли, получающий доходы от ее возделывания самостоятельно или путем передачи в аренду, должен платить налог на этот доход. И в случае, если уплаченный налог вдруг не достигает пятипроцентного уровня оценочной стоимости, ему эту разницу придется оплатить дополнительно.

Выглядит вполне логично и в итоге должно сработать на детенизацию отношений в земельной сфере, поскольку владельцам паев придется или платить налоги с доходов, чего большинство из них не делает, или избавляться от такого обременительного актива.

Но в реальности все может сложиться не совсем так или совсем не так, как обещают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему. И введение новой формы налога вряд ли сработает на легализацию доходов владельцев земли. Как отмечают эксперты научно-экспертного управления Верховной Рады, которые составляли заключение по проекту, проблемы "теневой аренды сельскохозяйственных земель", "сокрытие производителями реально полученных доходов от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и избежание их налогообложения", о на которых акцентируют авторы, обусловлены общей неэффективностью существующей системы налогообложения доходов от сельскохозяйственной деятельности в Украине. И введение нового драконовского налога вряд ли способно решить эту проблему.

Наоборот, для крупных корпораций, владельцев земли не станет проблемой так распределить свои налоговые нагрузки, чтобы сумма уплачиваемого государству не возросла, поскольку у больших хозяйственных субъектов достаточно инструментов для гибкости в вопросе налогов.

В то же время в результате введения предлагаемых норм существенно увеличится налоговая нагрузка на физических лиц, личные крестьянские, малые фермерские хозяйства, другие малые субъекты хозяйствования, у которых по вполне объективным причинам нет таких же возможностей к уменьшению налогового обязательства за счет других налогов и сборов, как у средних и крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Больше всего проект ударит по самым бедным крестьянам, которые используют свои наделы для производства продуктов для собственного потребления или для выкармливания животных. Под удар попадет в первую очередь крестьянин, который имеет одну-две коровы и использует землю как огород, пастбище или сенокос. И доставать каждый год из бюджета семьи востребованные полторы тысячи гривен за один гектар будет для него очень трудно. Особенно если человек живет и зарабатывает с собственного огорода, а в области случился неурожай.

Пострадают и те, кто зарегистрирован как ФЛП и использует упрощенную систему налогообложения, чтобы сдавать свою землю в аренду: новый налог фактически съест половину их прибыли, и станет актуальным вопрос, не лучше ли будет продать свой пай тому же арендатору.

Читайте также: Шмыгаль сказал, что думает правительство об увеличении налогов на гектар земли.

Собственно, похоже, что именно с целью заставить мелких владельцев расстаться со своей землей и задуман этот законопроект, главным автором которого является тот же председатель аграрного комитета Николай Сольский, который тащил через Раду скандальную земельную реформу.

Сдать в аренду квартиру без риелтора сложно, но можно

Другим своим законопроектом "слуги народа" собираются "постричь" уже владельцев жилой и иной недвижимости. Проект под номером 3618 "О риелтерской деятельности в Украине" вводит единую информационную базу жилья, которое сдается в аренду или поступает в продажу. Документ предусматривает, что без регистрации в этой базе и получения паспорта на квартиру сдать ее в аренду или продать не получится.

Авторы проекта заявляют, что рынок риелторских услуг находится в тени и ни владельцы жилья, ни посредники не платят в бюджет. По оценкам разработчиков новации, в тени находится около 90% рынка. Тогда как собственник недвижимости должен платить с арендных платежей 18%.

По мнению нардепов-разработчиков, риелторы, на которых государство возлагает функцию по детенизации и содействию наполнению бюджета, этого не делают. "К сожалению, почти во всех случаях оказания риелторских услуг эти функции риелторами не выполняются, благодаря чему происходит тенизация операций с недвижимым имуществом и, соответственно, доходов населения. Следствием этого является то, что Государственный бюджет Украины ежегодно недополучает миллиарды гривен", - пишут законодатели в пояснительной записке к законопроекту.

Но при всем этом реальные механизмы вывести рынок из тени так и не предлагаются. В законодательство хотят ввести процедуру сертификации риелторов, каждый из которых должен сдать экзамен Ассоциации риелторов (по другой версии - федерации) - негосударственному учреждению, которое очень напоминает некогда известную по коррупционным скандалам Тендерную палату.

Сами риелторы считают предложенную систему непрозрачной и потенциально коррупционной, ведь на фоне непрозрачности такого регулирования будут введены и драконовские штрафы - риелтор, который будет работать без сертификата, будет наказан штрафом от 8,5 до 34 тысяч гривен.

Очевидно, что риелторы устроятся в очередь в профильную ассоциацию, чтобы сдать экзамен и получить сертификат. Потому что хочешь не хочешь, а надо же как-то работать. И также очевидно, что ассоциация имеет кучу шансов стать коррупционной составляющей этого процесса "обилечивания".

Самих же собственников жилья, которые пытаются продать или сдать в аренду свои приватизированные квадратные метры, формально не будут ограничивать в праве самостоятельно заниматься этими процессами. Но, учитывая необходимость получения паспортов на недвижимость и соблюдение иных обязательных процедур, далеко не каждый из них справится с этим без помощи профессионального участника рынка. А за каждый шаг здесь уже придется платить.

Поэтому фактически законом Дмитрия Наталухи (этот нардеп является главным автором документа) будет создано дополнительное звено в цепи процессов купли-продажи-аренды недвижимости, которое, скорее всего, отнюдь не приведет к наполнению бюджета. А скорее создаст рабочие места для разного рода "решал" - именно они будут кормиться на новых схемах. А заплатит за все это конечный арендатор или покупатель недвижимости, на которого, в итоге, и лягут все дополнительные расходы.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme