Марш "евроблях". Кто стремится раскачать Украину "литовцами"

Причастными к анонсированной масштабной акции владельцев нерастаможенных авто называют и соратников Саакашвили, и даже людей из команды Авакова

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Марш "евроблях". Кто стремится раскачать…

Старт политического сезона рискует ознаменоваться настоящим транспортным апокалипсисом в центре Киева. 6 сентября в столице планируется проведение масштабной акции протеста, которую организует общественное объединение владельцев авто с еврономерами "Авто Евро Сила". Организаторы обещают собрать 100 тысяч митингующих, которые хотят легализировать свои "бляхи". В течение трех дней они будут протестовать под стенами парламента. Понятно, что 100 тысяч не будет, но даже тысяча автомобилей способны надолго парализовать и центральную часть города, и подъезды к ней.

Насколько реально собрать такую акцию? На территории Украины находится около трех миллионов автомобилей с европейскими номерами. То есть речь идет об огромном количестве украинцев, которые заинтересованы в том, чтобы легализировать свой автотранспорт, который в обход таможни ездит по украинским дорогам. Поэтому мобилизовать желающих ехать в Киев не сложно. Другое дело - акция рискует сдуться раньше времени: большинство "бляхеров" - люди, которые работают, а, следовательно долго митинговать у них просто нет времени. Поэтому может случиться так, как в свое время митинговали под Нацбанком. Сначала была кучка идейных, они поставили палатки, в которых далее уже "митинговали" гастрабайтеры.

В СМИ уже пугают киевлян разными ужасами, которые будут вызваны митингующими: страшные пробки в столице и чуть ли не попытки штурма Верховной Рады с требованием принять соответствующие изменения в Таможенный кодекс Украины (№5567). Под законопроектом уже подписались 95 народных депутатов из всех фракций, кроме "Оппозиционного блока".

О чем идет речь в документе? Проект предлагает растаможку в рассрочку: в 2018 г. платить ежемесячно по 0,2% от полной стоимости растаможки, в 2019 г. - по 0,25%, с 2020 года - по 0,3%. Это касается только транспортных средств общей массой до 3,5 т, которым исполнилось семь и более лет с года их выпуска. По сути, речь идет о том, что владелец "евробляхи", получив украинские номера на свою "подержанную" машину, платит ежегодно две-три сотни долларов государству. Понятно, что с такими темпами полную сумму никто никогда не заплатит - к тому моменту машина пойдет на металлолом. А потому это значительно выгоднее, чем платить единовременно за 10-летнюю машину из Европы 6-7 тысяч долларов.

Но вернемся к политике. Размах анонсированной акции предполагает наличие серьезных материальных и политических ресурсов. Рассказы организаторов митинга о том, что акция сможет окупиться за счет продажи футболок, не выдерживают никакой критики. К тому же не стоит забывать, что "Авто Евро Сила" регулярно проводит свои акции в регионах, что тоже требует ресурсов. Кстати, как рассказали Depo.ua, активисты данной организации на местах, сейчас активно готовится перепрофилирование организации в полноценную партию.

Кому может быть выгодно раскачать ситуацию? На самом деле, всем. Оппозиции выгодно кричать, что власть не слышит народ, а власть может таки пойти на уступки и Рада поддержит названный законопроект с какими-то поправками. И тогда "евробляхеры" будут уже гудеть в поддержку действий властей.

Кто конкретно стоит за акцией? Несмотря на кажущуюся организованность, похоже, здесь есть разные группы влияния. Одни ориентируются на Автомайдан, за которым стоит Алексей Гриценко, сын "первого непроходного" Анатолия Гриценко, который сейчас публично заявляет о необходимости объединения вокруг себя групп "еврооптимистов", осиротевший без Саакашвили "Рух новых сил" и даже Андрея Садового с его "Самопомиччю".

Также поговаривают, что "евробляхерам" аккуратно способствует и команда министра внутренних дел Арсена Авакова. Зачем это им? Если не можешь побороть проблему, проще ее возглавить. Во-первых, чисто юридический момент – ввезенные автомобили рано или поздно должны стать на официальный учет, потому что сейчас с ними сплошной бардак. Во-вторых, легализация "евроблях" не влияет на бизнес соратников Арсена Авакова, а бьет по лоббистам так называемым "отечественным производителям" – компаниям, которые занимаются крупноузловой сборкой фактически готовых авто из Китая, и которые при этом стоят чуть ли не дороже чем представители немецкого автопрома. Речь идет, в первую очередь, о ЗАЗ экс-"регионала" Тариэле Васадзе и структуре еще одного бывшего "регионала" Дмитрия Святаша. Понятно, что они чрезвычайно заинтересованы в том, чтобы сохранить свой бизнес.

В-третьих, иметь свой карманный "шатун", который можно запустить в любую минуту и так же быстро свернуть – политическая технология. По большому счету любая массовая акция – это выпускание пара. Очень вероятно, что пойдя на уступки владельцам нерастаможенных авто, власть продемонстрирует всем, что она готова действовать по справедливости. Такой позитив может задать тон всему политическому сезону.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme