Лифт Зеленского: Что изменит закон о перезагрузке власти

Верховная Рада в первом чтении приняла закон о перезагрузке власти, которым меняется подход к кадровому наполнению органов власти

Экономический и политический обозреватель
Лифт Зеленского: Что изменит закон о пер…

Рядом с быстрым формированием Кабинета Министров заполнение вакансий в других органах власти новым президентом и правительством тормозится - руководителями многих ключевых структур остаются представители команды Петра Порошенко, констатирует Depo.ua.

Оказывается, начать заполнять руководящие вакансии команде нового президента мешают ограничения закона о государственной службе, которые не позволяют назначать на ключевые посты "ребят с улицы" - людей, которые не имеют опыта работы на госслужбе.

Трудности назначения

Как известно, должности членов Кабинета Министров Украины относятся к политическим должностям, на которые не распространяется трудовое законодательство и законодательство о государственной службе. Поэтому даже наличие гражданства других государств, неспособность пройти спецпроверку или отсутствие опыта работы вообще не являются препятствиями для избрания на должность премьера или министра.

Такое же послабление предусмотрено и для, например, глав ОГА, руководителей госпредприятий, секретаря СНБО с заместителями. Здесь Зеленский свои полномочия с разным уровнем активности использует.

Но когда заходит речь о заместителях министров, руководителях различных департаментов и глав многочисленных местных администраций вкупе со всеми другими чиновничьими должностями, новая власть оказалась ограниченной относительно узким набором претендентов из числа чиновников, которые уже проработали на госслужбе определенное количество лет.

Эти требования распространяются на секретариат Кабмина, министерства и другие органы центральной власти, местные госадминистрации, прокуратуру, органы военного управления и дипломатической службы и другие государственные органы.

Так, например, для должностей категории "А", к которой относится подавляющее количество руководящих постов в центральных органах государственной власти и местных администрациях, нужно иметь опыт работы на должностях государственной службы категорий "А" или "Б" или на должностях не ниже руководителей структурных подразделений в органах местного самоуправления, или опыт работы на руководящих должностях в соответствующей сфере не менее трех лет.

Конечно, в команде Зеленского нет такой скамейки запасных со статусом чиновников, чтобы заполнить все должности. А брать на руководящую работу большую массу тех, кто отличился предоставлением услуг предыдущей власти, противоречит философии президента.

Поэтому вопрос изменения законодательства в части требований к будущим чиновникам оказался в списке неотложных. И был вынесен и рассмотрен в первом чтении уже в первый сессионный день новой сессии парламента. (Ожидалось, конечно, что законопроект будет проголосован в целом и станет полноценным законом в тот же день. Но "турборежим Зе" столкнулся с непреодолимой процедурной проблемой, когда между первым и вторым чтением законопроектов по процедуре должна пройти как минимум неделя).

Послабления для претендентов

Итак, законопроект о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно перезагрузки власти, внесенный группой депутатов от "Слуги народа", был определен президентом как неотложный. Он предусматривает следущие снисхождения для кандидатов на государственные должности.

Из процесса отбора и назначения госслужащих в значительной степени исключена Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы. Именно этот орган проводил отбор кандидатов и конкурс среди претендентов. И теперь, например, государственные секретари министерств и руководители центральных органов власти будут назначаться Кабмином без лишних громоздкостей вроде обязательного ранее без подачи этой комиссии. Полномочия конкурсного отбора, дисциплинарных производств и оценки деятельности государственных служащих делегируются правительству.

Предполагается возможность заключения контракта с госслужащим, что позволяет устанавливать ему зарплату по договоренности. Тогда как ранее чиновники получали оплату труда в зависимости от занимаемой должности, результатов служебной деятельности, стажа государственной службы и ранга. И это ограничивало возможность платить чиновникам на уровне с работниками коммерческого сектора. Что обусловливало коррупционные риски. Также контракт может расширять функционал отдельного служащего по сравнению с теми объемами, которые предусмотрены соответствующим законом. В контракте могут определяться и специальные требования к лицам, которые претендуют на занятие должностей государственной службы.

Государственные чиновники лишены возможности для проволочек с увольнением путем обжалования соответствующих решений в комиссиях по защите госслужбы. Также упрощен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности. Всем недовольным предлагают как простым смертным обращаться в суд. Законопроект в целом характерен тем, что устраняет лишние промежуточные органы обжалования.

Отменяются надбавки за ранг и выплаты за дополнительную нагрузку. Зато вводится месячная или квартальная премия за надлежащее выполнение условий контракта о прохождении государственной службы. Также упрощается порядок установления уровня зарплат - у Кабмина будет больше свободы в этом вопросе.

Юридические замечания

Главное научно-экспертное управление Верховной Рады, которое находится в перманентном цейтноте из-за законопроектной активности новоизбранной Рады, предоставило свое заключение относительно законодательной инициативы в отношении госслужащих. В целом юристы Рады соглашаются, что существующая законодательная база является закостеневшей и требует усовершенствования. В то же время там нашли ряд недостатков в поданном проекте, которые могут лишь добавить сумбур в процедуры назначения и увольнения.

Едва ли не самым существенным замечанием экспертов является вывод госслужащих из зоны действия законодательства о труде, что обусловливает большие пробелы в вопросах вознаграждений, отпусков, гарантий, компенсаций и охраны труда.

Для проекта, по их мнению, характерна тенденция к закреплению произвола руководителя в отношении государственных служащих. И это, мол, приведет скорее к дисбалансу структуры государственной службы, а не к усилению ее эффективности, поскольку такими нормами создаются условия возникновения неопределенной в правовом статусе категории работников с непредвиденным объемом прав и обязанностей, а также ответственностью за их соблюдение, а также создает условия для различного рода правонарушений, в том числе коррупционных.

Общий же вывод правового управления заключается в том, что проект не обеспечивает правовой определенности в тех отношениях, которые собирается регулировать. И после первого чтения законопроект целесообразно вернуть на доработку с учетом высказанных замечаний и предложений.

Политическая целесообразность

В то же время темп принятия решений, взятый Верховной Радой, свидетельствует о направленности на то, чтобы все-таки принять закон в целом как можно быстрее и наконец разблокировать процесс заполнения руководящих должностей. И это уже является не юридическим, а политическим вопросом, поскольку и в Киеве, и в регионах накопилось такое большое количество должностей, которые требуют заполнения, что из-за этого иногда останавливаются процессы принятия решений и тормозится проведение реформ, за которые с невиданным упорством взялось вновь сформированное украинское правительство.

Очевидно, что у Зеленского в офисе это понимают и именно поэтому педалируют принятие этого закона. Нам же остается наблюдать, приведет ли некачественный закон к качественному формированию власти. И станут ли наконец социальные лифты Зеленского способом "подняться" для потенциально хороших менеджеров или снова будут поднимать наверх "всех своих", как это было во время парламентских выборов.

Читайте также: Почему лифты Зеленского являются профанацией для "доверчивых лохов".

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme