Тимошенко, Ляшко и Оппоблок готовят парад переворотов в облсоветах

В Раде инициируют закон о введении на Херсонщине ВЦА. Вряд ли он пройдет. Пожалуй, лучше не махать шашкой, а делать взвешенные выводы

Политический обозреватель
Тимошенко, Ляшко и Оппоблок готовят пара…

Напомним: 9 сентября голосами "Батькивщины", "радикалов", "Оппоблока" и "Нашего края" было выражено недоверие председателю облсовета Путилову. Депутаты Блока Петра Порошенко обвинили фрондистов и реваншистов в попытке дестабилизировать ситуацию на Херсонщине, а Путилов заявил о перевороте.

Нечто похожее едва ли не произошло на Полтавщине еще в августе. По словам председателя областного совета Александра Беленького, во время его отпуска недоброжелатели пытались сменить руководство области. В Полтаве численность потенциальных "мятежников" более чем достаточна, чтобы попытаться отстранить Беленького: во фракции "Батькивщина" 13 штыков, у "ляшковцев" - 8, у "Оппозиционного блока" 6. А еще есть фракции, которые созданы из бывших "регионалов" - "Вижродження", "Родной город". Да и вообще – депутатский состав облсовета трудно назвать дружественным к его голове.

Подобная ситуация не только на Херсонщине и Полтавщине. Во многих регионах та же "Батькивщина" при условии "случки" с другими оппозиционно настроенными фракциями способна совершать перевороты. А на Житомирщине и Сумщине "тимошенковцы" вообще имеют власть. Можно вести речь о создании военно-гражданской администрации в отдельно взятой области, но, очевидно, необходимо искать другие варианты решения конфликта. Ведь, во-первых, свержение председателя облсовета – это фронда, а не теракт, и объяснить введение ВЦА исключительно обидой – политически не взвешенно. Во-вторых, более логичным выглядит изучение уроков отстранения Путилова, чтобы не допустить массового повторения ситуации.

Херсонский казус стал возможным именно потому, что власть должным образом не оценила несколько моментов, которые стали своеобразной подготовкой к предстоящему мятежу. Первый момент – решение ряда местных советов о недоверии правительству Арсения Яценюка в декабре прошлого года. Такие решения принимали в Чернигове, Полтаве, Житомире, Сумах, Хмельницком, Ивано-Франковске, Тернополе, Львове, в Киевском облсовете и многих городских советах. Тогда подобные фокусы депутатов в регионах не только не осуждались, но и подавались под соусом справедливого возмущения местных общин действиями правительства. В подавляющем большинстве случаев по постановлениям стояли или депутаты "Батькивщины", или решения принимались при их непосредственном участии. Если тактика сработала с Яценюком, почему бы ей не сработать с неугодными оппозиции председателями областных советов. Тем более, что сбросить их еще проще.

Второй момент – провал конституционных изменений относительно децентрализации. Напомним, что в предложенных, но так окончательно и не поддержанных изменениях, среди прочего, предлагался механизм приостановления решений областных и других местных советов в случае, если они не соответствуют Конституции, создают угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности. В таких случаях президент получал право приостанавливать действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный Суд, временно останавливать полномочия председателя общины, состав совета общины, районного, областного совета и назначать временного государственного уполномоченного, который и организует деятельность соответствующих исполнительных органов местного самоуправления.

Против этих нововведений была запущена мощная кампания, которая сводилась к тому, что президент хочет узурпировать власть. Особенно отличились в этой кампании "Самопомич", "Батькивщина" и "Свобода". Среди других причин, которые ими двигали, эксперты акцентировали на банальном желании лидеров этих сил получить значительное количество мандатов в местных советах, чтобы в перспективе использовать их для давления на центральную власть. Осенью, во время предвыборных соревнований, тезисы об "узурпации" вместе с манипуляцией об "особом статусе ОРДЛО" сработали, а зимой изменения в Конституцию отложили на неопределенный период. Что не только притормозило саму реформу, но и создало основу для решений, подобных херсонским. И это не самое худшее, что может быть. Местные депутаты, почувствовав слабость центральной власти, способны еще и не за такое проголосовать.

Третий момент – личности председателей облсоветов. Далеко не во всех регионах, где областные советы возглавили выдвиженцы БПП, эти руководители пользуются значительным доверием общин. И не везде они способны заниматься профилактикой потенциальных мятежей. Логика оппозиционеров в том же Херсоне была простой: раз Путилова сняли с должности председателя ОГА, почему бы не снять его и с главы облсовета. Была уверенность, что власть не защитит "слабака".

Если Киев не разработает действенные технологии противодействия ползучим переворотам в местных парламентах, решениям, которые противоречат Конституции, в том числе с учетом названных моментов, в один день может получить веерные непризнании президентских указов, законов, постановлений правительства, может получить враждебные к себе областные советы, что потребуют для себя отдельного статуса.

 

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme