Земельный блицкриг: Что сегодня будет принимать Рада под видом земельной реформы

Власть 6 февраля попытается протянуть через парламент противоречивый рынок земли

Экономический и политический обозреватель
Земельный блицкриг: Что сегодня будет пр…

Сегодня, 6 февраля, в повестку дня сессии Верховной Рады включен законопроект о внесении изменений в некоторые законы относительно рынка земли. Пройдя через комитет перед сегодняшним вторым чтением он так и не претерпел особых изменений, на которых настаивала оппозиция и часть общества, информирует Depo.ua.

После того, как аграрный комитет парламента 28 декабря на предновогоднем турбозаседании согласовал ко второму чтению многострадальный законопроект о рынке земли, стало ясно, что власть будет протягивать этот закон через Раду как можно скорее и без оглядки на сопротивление оппозиции. Свидетельством того, что провластное большинство не считаться с другим мнением стал "кидок", который позволила себе Зе-команда по отношению к своим коллегам из других фракций.

Забытый меморандум

Как известно, накануне новогодних каникул, во время баталий между монобольшинством и оппозиционными депутатами по законопроекту об открытии рынка сельскохозяйственной земли, произошел клинч: более 4 тысяч поправок, поданных депутатами, фактически заблокировали намерения комитета и его кураторов с Банковой продавить документ на второе чтение в короткие сроки. Для того, чтобы обезопаситься от кидка, стороны заключили джентельменский меморандум о порядке подготовки законопроекта ко второму чтению.

Фактически это была договоренность, что аграрный комитет, в котором большинство имеют "слуги народа", не будет педалировать рассмотрение законопроекта, а продолжит работу над ним в январе. В свою очередь, дождавшись, пока депутаты от оппозиции разъедутся по новогодним курортам, руководитель комитета и автор спорного законопроекта Николай Сольский все же собрал комитет, на котором произошло формальное рассмотрение правок, а законопроект был утвержден в том виде, который нужен его лоббистам, и направлен на рассмотрение во втором чтении.

Нельзя сказать, что кидок Сольского был неожиданностью. Ведь протягивая свой законопроект через комитет перед первым чтением, он поступил ровно таким же образом - собрал всех своих на необъявленное заседание комитета и в режиме "одобрямс" одобрил то, что было нужно.

Оппозиционеры, которые доверились меморандуму и отправились на новогодний отдых, оставили проект земельной реформы на растерзание монобольшинства, которое благодаря такому "разводу котят" воспроизвела в проекте все свои прихоти.

В сторону Сольского начали раздаваться те же обвинения, что и после протягивания проекта через комитет перед первым чтением. И со стороны ОПЗЖ, и со стороны "Батькивщины", которые громче всех оказывали сопротивление продаже земли, слышно о злоупотреблении властью, нарушении законов, коррупционной составляющей, недержании слова и отсутствии договороспособности.

Тем временем во властном лагере радуются осуществленному блицкригу. Советник премьер-министра Гончарука Алексей Мушак от удовольствия даже написал радостный пост в Facebook, что преград для голосования проекта 2178-10 в парламенте уже нет.

Правки Халимона

Те правки, которые удостоены чести быть учтенными, принадлежат коллективному творчеству трио народных депутатов: Халимона, Черноморова и Никитиной. Ни одна другая правка какого-либо другого депутата не прошла.

Семь из девяти правок Халимона и Ко являются такими, которые можно отнести к техническим. Одной из них откорректировано название законопроекта. Ряд поправок регламентирует механизм взаимодействия между различными информационными реестрами и кадастрами по контролю по количеству земли, находящейся в одних руках.

В то же время существенными можно считать две правки.

Первая, которую комитет учел "редакционно", содержит набор именно тех "компромиссов", на которые власть якобы сподвиглась по требованию оппозиции и общественных протестов.

Так, в статье 130 Земельного кодекса предусматривается, что земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность могут приобретать граждане Украины, юридические лица Украины (созданные и зарегистрированные по законодательству Украины, участниками которых являются только граждане Украины и государство и/или территориальные общины), территориальные общины и государство.

Вместе с тем, собственниками земли могут быть банки, которые могут взыскать эти участки в качестве залога. Правда, в течение двух лет им предстоит их продать на земельных торгах.

Предполагается, что иностранцам нельзя быть как прямыми владельцами украинской сельхозземли, так и участвовать в капиталах, акциях, паях и иметь членство в учреждениях, которые владеют наделами. По крайней мере до момента проведения референдума, на котором нород Украины должен определиться относительно этого вопроса.

Также устанавливается запрет на приобретение иностранцами земли, независимо от результатов референдума, находящейся близко к государственной границе. Нельзя быть собственниками и гражданам стран-агрессоров, тем, кто подпадает под санкции, оффшорным компаниям, структурам, которые конечно принадлежат другим государствам, террористическим организациям и другим сомнительным субъектам.

Общая площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения в собственности гражданина не может превышать десяти тысяч гектаров. В случае, если землей владеет компания, то ей доступно иметь земли общей площадью, равной сумме возможных "десятитысячников" на каждого из ее участников (членов, акционеров).

В то же время нет ограничений по сосредоточению земли в руках связанных лиц. Так, по 10 тысяч га могут купить муж, жена, дети, теща и другие родственники и тем самым сформировать существенный земельный банк одной семьи.

За нарушение предельного количества земли в одних руках предусматриваются различные санкции - в том числе и конфискация наделов с последующей их продажей на земельных аукционах.

В статье 131 Кодекса регламентируется, что купля-продажа земельного участка осуществляется с соблюдением преимущественного права на его приобретение. И здесь определенную настороженность вызывает норма, согласно которой как владельцы паев, так и арендаторы земельных участков, которые приобрели право аренды земли путем переоформления права постоянного пользования в отношении указанных земельных участков, имеют право на выкуп таких земельных участков в собственность с рассрочкой платежа до 7 лет. Вполне может быть, что такая норма позволит дискриминировать реальных покупателей в пользу нынешних владельцев огромных земельных банков. Ведь они получают тепличные условия для приобретения арендуемых наделов по низкой цене и в рассрочку.

Вторая из 9-ти правок Халимона, которую можно отнести к перечню существенных, касается заключительных положений законопроекта. Она обуславливает порядок вступления в действие этого закона. Указано, в частности, что он вступит в силу с 1 октября 2020 года.

Также заключительными положениями регламентируется, что до того момента Кабинету министров предстоит разработать и утвердить порядок осуществления финансовой поддержки граждан и юридических лиц (в том числе фермерских хозяйств) для приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения. Также правительство должно разработать и представить в Раде проект закона о создании определенных денежных массивов за счет поступлений от продажи земли для направления их на расходы развития: инфраструктуры, энергосбережения, образования и медицины в сельской местности и реализацию государственных программ развития малых и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Фактически этой нормой комитет Сольского снимает с государства обязательство обеспечить преимущественное право фермеров на покупку земли, ведь обещанные им гарантии возможности покупать землю не включают в профильный закон, а переводят в плоскость гипотетических будущих законодательных наработок правительства. Собственно, это тот способ, которым можно заболтать обязательства относительно мелких собственников, в пользу которых, якобы, и направлены инициативы власти и президента Зеленского, которые обещали в первую очередь обеспечить правом работать на земле мелких фермеров и середнячков.

Что на выходе

На самом деле очень трудно себе представить, что правительство Гончарука, ориентированное на интересы западных капиталов, начнет выписывать нормы будущих законов под каких-то фермеров. Поэтому похоже, что "компромисс", который обещал президент, имеет определенный перекос в сторону аграрных баронов - независимо от их национальной принадлежности.

Выгода этих крупных игроков рынка в том, что они будут иметь определенный "льготный" период, во время которого смогут скупать землю по низким ценам. Ведь прямых конкурентов, которые могли бы создать ажиотаж и поднять цены, похоже, от рынка пока отодвинут.

Как отодвинут и отечественных мелких и средних фермеров, которые просто не смогут участвовать в рынке из-за отсутствия собственного денежного ресурса и доступа к кредитным деньгам. И даже за 1000-1500 долларов за гектар, что можно считать низкой ценой, они вступить в игру не смогут.

Читайте также: Земля "под елку": С какого скандала начнется новый политический год

Следствием такой ситуации станет окончательное сосредоточение крупных земельных банков в руках отдельных аграрных олигархов. Этот процесс будет продолжаться незаметно и внезапных громких сделок ожидать не стоит. Но через пару лет окажется, что основная масса земли, которая находилась в собственности государства, а также у крестьян в виде паев, перетекла в руки крупных игроков. Которые так или иначе являются зависимыми от крупного иностранного капитала, а поэтому вопрос прописки нового владельца того или иного участка будет чисто формальным.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme