Крест на ВСК: Почему Зеленский испугался обещанного импичмента

По информации нескольких источников, президент Владимир Зеленский ветировал принятый Радой закон о временных следственных комиссиях. Хочет свой или на импичменте можно ставить крест?

Политический обозреватель, журналист отдела «Власть»
Крест на ВСК: Почему Зеленский испугался…

Президент Владимир Зеленский наложил вето на принятый Верховной Радой закон о временных следственных комиссиях, который предусматривает процедуру импичмента президента. Об этом сообщили одновременно несколько источников. Вчера о том, что на закон наложено президентское вето, заявил лидер Радикальной партии Олег Ляшко. "По моей информации, Зеленский ветировал этот закон, придумав причину, что он не соответствует Конституции", - сказал Ляшко.

Напомним, законопроект №1098 "О временных следственных комиссиях, специальной временной следственной комиссии и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины" был зарегистрирован в парламенте в ноябре 2014 года несколькими народными депутатами, в частности председателем ВР Андреем Парубием. И только 6 июня этого года Рада приняла долгожданный закон 279 голосами, в очень сжатые сроки рассмотрев более 1600 поправок к нему.

Перед этим, 4 июня, депутаты не включили в повестку дня сессии законопроект №10340 "Про особую процедуру устранения Президента Украины с поста (импичмент)", инициатором которого был Владимир Зеленский. Незаангажированные нынешней властью эксперты отмечали, что президентский законопроект содержал серьезные юридические пробелы, фактически копировал нормы Регламента Верховной Рады. На дублирование норм Регламента обращал внимание 3 июня на согласительном совете парламента и Андрей Парубий. С политической точки зрения проект закона об импичменте вносился Зеленским чисто формально – чтобы продемонстрировать электорату намерение выполнить соответствующее предвыборное обещание, а вину за невыполнение переложить на "плохой" парламент.

А принятый закон №1098 устанавливает четкий и, главное, реализуемый на практике механизм импичмента: в нем прописан порядок создания и организации деятельности специальной временной следственной комиссии для расследования обстоятельств совершения государственной измены или другого преступления президентом Украины. Основанием для инициирования импичмента и создания специальной следственной комиссии является представление, подписанное большинством народных депутатов от конституционного состава парламента.

12 июня законопроект подписал спикер Рады, после чего документ был направлен на подпись президенту. Вчера, 1 июля, на заседании согласительного совета парламента Парубий, обращаясь к представителю президента в ВР Руслану Стефанчуку, вновь призвал главу государства подписать закон о ВСК.

Статья 94 Конституции Украины предусматривает, что Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения. В случае, если Президент Украины в течение установленного срока не вернул закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.

Согласно с процитированной нормой, 27 июня истек срок, отведенный главе государства для подписания закона или его ветирования. Но официальных сообщений из Офиса президента о каком-либо его решении относительно законопроекта №1098 нет.

Скорее всего, молчание Банковой в этом случае означает вето на закон, несмотря на то, что он принят с соблюдением всех соответствующих процедур. Причина для такого шага прослеживается четко: Зеленский не оставил надежд провести свой закон об импичменте после избрания нового состава Верховной Рады. И надеть на себя лавры, которые на данный момент принадлежат Раде 8 созыва, которая так раздражает нового гаранта. В этом смысле самым интересным является то, что без закона, который регламентирует работу ВСК, закон об импичменте будет пустым.

Но главное заключается в том, что идея отстранения президента, по большому счету, не имеет практического смысла без внесения изменений в Конституцию. Напомним, статья 111 Основного Закона дает определение импичмента и определяет основания для него. Но она предусматривает слишком сложный механизм его реализации. Основные его этапы таковы:

- 226 народных депутатов инициируют процедуру устранения президента в порядке импичмента;

- 226 нардепов голосуют за создание специальной временной следственной комиссии;

- 300 депутатов принимают решение об обвинении президента (при наличии выводов о совершении президентом государственной измены или другого преступления);

- Конституционный Суд дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрении дела об импичменте;

- Верховный Суд дает заключение о том, что деяния, в которых обвиняют президента, содержат признаки государственной измены или другого преступления;

- ВР 338 голосами принимает решение об устранении президента Украины с поста в порядке импичмента.

То есть, окончательное голосование двумя третями от конституционного состава парламента возможно разве что при исключительных обстоятельствах. Впрочем, логика действий нынешней власти дает основания прогнозировать, что такие обстоятельства когда-нибудь могут и возникнуть.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme