В шаге от местных выборов: Для чего Банковая спешит завершить децентрализацию

Условием для проведения досрочных местных выборов станет завершение реформы децентрализации, которую ускорят

Досрочные местные выборы в Украине могут состояться только в случае завершения реформы децентрализации раньше заявленных сроков. Об этом в интервью РБК-Украина заявил руководитель избирательного штаба партии "Слуга народа", избранный народным депутатом, Александр Корниенко. "Если нам удастся завершить эту реформу чуть быстрее, то, соответственно, с завершенной реформой тянуть до выборов, возможно, нет смысла", - заявил он.

"Люди точно хотят, во-первых, завершения этой реформы (децентрализации – Ред.), потому что половина находится в подвешенном состоянии: половина – в общинах, половина – не в общинах, – добавил будущий нардеп. – Кому-то нужен районный уровень, а кому-то он уже не нужен (там, где община объединяла весь район). Есть дублирование функций – районные государственные администрации, как распорядители средств, пытаются давить на общины, люди на это жалуются".

По его словам, есть несколько моделей завершения реформы децентрализации, одна из которых предусматривает внесение парламентом изменений в Конституцию. Корниенко говорит, что частью этих моделей является введение института префектов – президентских "смотрящих" в регионах. То есть, фактически речь идет о тех изменениях в Основной Закон, которые предлагал еще Петр Порошенко, но они так и не стали реальностью в связи с тогдашней политической ситуацией. Законопроект положили под сукно и сейчас его оттуда вытащат.

Напомним, проведение выборов по принципу "сверху вниз" в команде президента является мейнстримовой темой еще со времен президентской кампании Зеленского. По Конституции, очередные местные выборы в Украине должны состояться 25 октября 2020 года. Ст.78 закона о местном самоуправлении определяет исчерпывающий перечень условий досрочного прекращения полномочий местного совета:

1) если местный совет принял решение с нарушением Конституции, этого и других законов, прав и свобод граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом;

2) если сессии совета не проводятся без уважительных причин в сроки, установленные этим законом, или совет не решает вопросов, отнесенных к его ведению;

3) предусмотренных законами Украины "О военно-гражданских администрациях" и "О правовом режиме военного положения".

При необходимости и желании, основания для перевыборов власть найдет. Или воспользуется своим большинством в Раде – и изменит соответствующий закон. Но даже в случае досрочного избрания власти на местах в октябре 2020-го вновь придется идти на выборы – то есть местные депутаты будут избраны лишь на год или меньше. Есть ли в затее смысл? Есть, ведь, опять же, можно внести изменения в законодательство и сделать их еще раз".

21 июля, в день голосования на парламентских выборах, президент Зеленский в контексте местных выборов призвал "не расслабляться". А потенциальный будущий спикер Верховной Рады, председатель партии "Слуга народа" Дмитрий Разумков говорил, что избрание местных органов власти состоится в 2020 году. Наконец, представитель президента в ВР, который тоже стал депутатом от "Слуги", Руслан Стефанчук заявляет, что в Офисе президента все же рассматривают вопрос о досрочных выборах в органы местного самоуправления.

Учитывая энтузиазм, с которым новая власть взялась переформатировать под себя политическое поле в стране, вероятность досрочной местной избирательной кампании существует. Здесь стоит обратить внимание на заявление о связи их назначения с завершением децентрализации. По данным источника Depo.ua в Офисе президента, существует вероятность того, что на Банковой примут решение о принудительном объединении территориальных общин, которые до сих пор остаются вне реформы. После чего, в марте-апреле 2020 года, страна пойдет на очередные досрочные выборы.

Новые хозяева Украины, которым избиратели вручили монополию во власти, неприкрыто желают провести местные выборы как можно быстрее, пока кредит доверия к ним не истек. Но столкнулись с проблемой незавершенной децентрализации. Сначала это их немного охладило, и оказалось, что эту тему можно технологически обыграть. Мол, "предшественники" слишком медленно проводили децентрализацию, надо ускорить.

Какова ситуация на самом деле? Всего в стране имеется около 12 тысяч общин сел, поселков, городов, среди которых ресурсно состоянии общества в составе менее сотни человек. По состоянию на середину июля 2019 года в Украине, по данным Минрегиона, 4277 местных советов объединились в 924 объединенные территориальные общины (ОТО). Ими покрыта треть территории страны и охвачена четверть населения. В том числе 33 города областного значения присоединили к себе более 70 окружающих местных советов. Больше всего общин создали Житомирская, Черниговская, Запорожская, Днепропетровская и Хмельницкая области. Но есть и районы, где до сих пор не создано ни одной ОТО: таких насчитывается 91. Последние позиции рейтинга занимают Закарпатская, Кировоградская, Винницкая, Львовская и Киевская области. То есть процесс не так быстро, но идет.

Почему реформа проводится без спешки? Потому, что в 2015 году, на начальном ее этапе, власть пошла путем не скорости и принуждения, а добровольности объединения общин. Был принят закон с соответствующим названием. Времени подумать и взвесить все преимущества объединения отвели достаточно. А в 2020 году общины, которые не объединились, должны быть присоединены к другим. И уже на этом этапе провайдеры реформы планировали применить различные рычаги воздействия на тех, кто до того момента не создал бы ОТО. По задумке, местные выборы в октябре следующего года должны состояться на новой административной основе с покрытием объединенными территориальными общинами всей или большинства территории государства.

Одним из последствий децентрализации должно стать новое административно-территориальное деление страны по результатам объединения ОТО. Прежде всего это означает меньшее количество районов, их укрупнение и тому подобное. В результате ликвидации и объединения районов много райцентров лишатся своего статуса. Если процесс децентрализации ускоряется – соответственно ускорится и административно-территориальная реформа.

Для чего это Банковой? Ответ очевиден: по результатам выборов в местные советы должны зайти крупные фракции "Слуги народа" по образцу Верховной Рады. Таким путем новая власть хочет установить контроль над каждым регионом и добиться создания управляемой ею вертикали из центра до района, города. городка, села. Ведь по результатам децентрализации органы местного самоуправления получают больше полномочий и ресурсов. Какими должны "правильно" воспользоваться "народные слуги".

Если же жители какого-то райцентра будут возмущаться исчезновением привычного статуса их населенного пункта, а вместе с ним – местной больницы или ряда других заведений, наличие которых в шаговой доступности комфортной для людей, то виноватыми в глазах общества сделают предшественников, которые реформу начали и "не так" проводили, а новая власть должна "исправлять ошибки" и завершать начатое.

Кстати, под общий шумок можно будет провести выборы местной власти в столице. Мол, если везде – так везде. Но перед тем разделят должности городского председателя и председателя городской государственной администрации. Чем лишат нынешнего мэра и председателя КГГА Виталия Кличко финансового, медийного, организационного ресурсов. Нехитрая комбинация – и реальные рычаги власти в ваших руках.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook