Испорченная репутация: Чем грозит Украине остановка военного сотрудничества с Азербайджаном

Решение "притормозить" выполнение оборонных котрактом для Азербайджана, принятое, по сообщениям СМИ, президентом Зеленским, и само по себе является довольно спорным. Но настоящей катастрофой стало качество и способы реализации этого решения

Журналист отдела "Мир"
Испорченная репутация: Чем грозит Украин…

На выходных в украинских СМИ появились слухи о том, что в украинском-азербайджанской дружбе и военном сотрудничестве проступила досадная трещина. Речь идет о том, что президент Украины Владимир Зеленский дал негласное распоряжение приостановить выполнение контракта "Укрспецэкспорта" с Азербайджаном на поставки комплектующих для радиолокационных станций П-18.

Причем распоряжение, утверждает автор статьи, было выдано в устной форме вице-премьеру Олегу Урускому и министру иностранных дел Дмитрию Кулебе. Сложно сказать, при чем в этой истории был Кулеба, а вот Уруский должен был передать распоряжение главы государства руководителям "Укроборонпрома" и "Укрспецэкспорта". И как-то так случилось, что распоряжение это в процессе движения по бюрократической вертикали "потерялось". А самолет с запчастями П-18 благополучно вылетел в Азербайджан.

Раздраженный президент, узнав об этом (якобы благодаря вмешательству Аресен Авакова, этнического армянина), не придумал ничего лучшего, как устроить массовый разбор полетов с привлечением Ермака, Уруского, Кулебы, и всех причастных к событию. В результате вся история и всплыла наружу.

Параллельно появились слухи о том, что с остальными украинского-азербайджанских военными контрактами тоже не все в порядке — в частности, тормозится ремонт азербайджанских самолетов МиГ-29 и Л-39 на Львовском и Чугуевском авиаремонтных заводах. Но весомых подтверждений этому факту пока нет.

Можно по-разному относиться к решению Зеленского приостановить исполнение оружейных контрактов с "Укрспецэкспортом" и "Укринмашем", если оно, конечно, было. Можно — и небезосновательно — возмущаться тем фактом, что приняв подобное решение, действующий президент Украины поставил под угрозу возможное масштабное сотрудничество между Украиной, Азербайджаном и Турцией. В результате такого подхода знак вопроса теперь будет стоять не только напротив запланированного трёхсотмиллионному кредита от Азербайджана. Туманными становятся и перспективы сотрудничества Киева с Анкарой в оборонной сфере.

Можно, с другой стороны, предположить, что на Банковой прислушались к недовольству азербайджанским наступлением на Карабах, которое выражали в Париже, Берлине и Вашингтоне. И решили не искать лишних поводов для конфликта с другими стратегическими партнерами, немного притормозив выполнение одного, или нескольких, контрактов. Любой курс в данном случае имел бы свои преимущества и свои недостатки. И решение "втихую" приостановить выполнение этих контрактов, уведомив об этом наших европейских партнеров, но не акцентируя на этом внимание Баку и Анкары, с точки зрения рациональной и не слишком моралистической политики может показаться вполне адекватным компромиссом.

Проблема здесь только в том, что действующий президент Украины не имеет представления, как работает гигантская бюрократическая машина, которую он возглавляет. Он не знает, что "просто сказать" — этого вполне достаточно. Сказать и аргументировать свое решение нужно именно тому человеку, от которого зависит его выполнение, а не передавать его по длинной и запутанной цепочке людей, для которых главное — собственная карьерная безопасность, а не интерес государства или, тем более, Зеленского. А если "индивидуальный подход" к руководителям, по каким-то причинам, является нежелательным или невозможным, тогда все нужно делать официально — с письменным распоряжением. Подготовленным канцелярией и подписанным лично президентом.

С заданием, которое блестяще провалил Зеленский, легко справились бы Кравчук, Кучма или Порошенко. С ним даже Ющенко или, противно сказать, Янукович, скорее всего, не ошиблись бы.

Зато в реальности мы имеем ситуацию, при которой Украина направила все-таки Азербайджану необходимые детали, но при этом с Баку фактически поссорилась. Что автоматически влечет за собой осложнения отношений с Анкарой. При этом и продемонстрировать поддержку позиции Запада тоже как-то не очень получилось. И причин этому две. Первая — это полное отсутствие административного опыта у действующего президента Украины. Вторая — отсутствие в его команде адекватных специалистов, способных это отсутствие компенсировать.

Конечно, сейчас и Анкара, и Баку на самом деле заинтересованы в том, чтобы "замять" эту историю. Которая фактом своего существования намекает на то, что в отношении них существует некое негласное "оружейное эмбарго". Но в том, что все это не лучшим образом повлияет и на сотрудничество Украины не только с этими государствами, а и на деловую репутацию "Укроборонпрома" и "Укрспецэкспорта", сомневаться не приходится.

Как не приходится сомневаться и в том, что без надлежащих кадровых решений в президентской администрации эта история не будет ни первым, ни последним дипломатическим провалом команды Зеленского.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme