Почему молчит Коломойский: Что будет с МАУ после иранской катастрофы

Самая крупная авиационная трагедия Украины, независимо от ее причин, приведет к существенным изменениям и для авиакомпании, и для всей авиационной отрасли

Экономический и политический обозреватель
Почему молчит Коломойский: Что будет с М…

После катастрофы украинского самолета в Иране мир уже не будет таким, как позавчера. Как не пройдет без существенных последствий эта трагедия и для украинской авиации.

Катастрофа авиалайнера Boeing 737-800 "Международных авиалиний Украины" стала крупнейшей авиакатастрофой в истории украинской гражданской авиации. В ней погибли 176 человек - 167 пассажиров и девять членов экипажа.

Что такое МАУ

Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (англ. Ukraine International Airlines) была создана еще в 1992 году как подразделение государственных "Авиалиний Украины" и начинала с двух самолетов Boeing 737-400 на 170 кресел, которые были приобретены новыми в лизинг. Базовым аэропортом стал международный аэропорт "Борисполь".

Первый рейс был выполнен в Лондон. Впоследствии открылись направления во Франкфурт и Париж.

Однако спустя два года, в 1994-м, по причине экономической ситуации, компания была вынуждена вернуть новенькие боинги лизингодателю и взять взамен более простые б/у-шные Boeing 737-200.

МАУ с самого начала была государственной с небольшой долей иностранных инвестиций (около 7%). Но со временем доля частного капитала начала наращиваться и достигла впоследствии практически 40%. Акционерами компании стали Austrian Airlines и SwissAir.

В начале 2000-х дела МАУ начали улучшаться. Компания снова смогла позволить себе новенький самолет, приобретение которого сопровождалось громкой рекламной кампанией с призом тому, кто придумает для новой машины хорошее имя.

Приобретенный Boeing 737-300 "Маугли" отличился тем, что перевез Папу Римского Иоанна Павла II из Киева во Львов во время его официального визита в Украину, а потом из Львова в Италию. Во флоте МАУ "Маугли" летал до октября 2017 года.

Впоследствии компания смогла нарастить свой флот до нескольких десятков пассажирских и грузовых самолетов, в числе которых Boeing 737-800 было больше 20-ти. Также были приобретены несколько дальнемагистральных лайнеров, что позволило наладить регулярное сообщение с американским континентом.

В апреле 2011 года произошла полная приватизация авиакомпании МАУ. Фонд госимущества продал весь пакет акций, принадлежавший государству. Новыми собственниками МАУ стали компании "Capital Investment Project" и кипрская "Онтобет промоушнз лимитед", которую связывают с бизнесменом Игорем Коломойским. После приватизации главой Наблюдательного совета МАУ стал Арон Майберг. Ныне он является главным представителем акционеров и осуществляет стратегическое управление.

После банкротства "Аэросвита" в 2012 году МАУ увеличила свою долю рынка с 28% до 54%. А потом нарастила даже до 76%. По сути компания является флагманом украинских авиаперевозок и авиалицом страны.

Долги МАУ

Впрочем, к сегодняшнему дню компания подошла не в очень симпатичном с экономической точки зрения состоянии. В отчете МАУ за 2018 год указано, что у компании суммарно около 950 млн грн обязательств, из которых около 650 млн банковские кредиты и 300 млн – обязательства по векселям. Также из-за долгов продолжается судебный процесс с Украэрорухом.

По данным Liga.net большая часть флота принадлежит лизинговым компаниям, аффилированным с Игорем Коломойским, небольшая – у Майберга. Якобы существуют значительные долги по лизинговым платежам.

Назначенный в прошлом году новый директор компании Евгений Дыхне, которого мы видели во время последнего из брифингов относительно катастрофы в Иране, прогнозировал, что 2019 год будет завершен компанией с убытками свыше 60 млн грн. Вероятно, смена директора компании, которую согласовывали, по утверждению того же Дыхне, Коломойский и Майберг, связана с необходимостью стратегических перемен, поскольку компании необходима антикризисная помощь.

МАУ и политика

Флагман украинского гражданского авиафлота так или иначе зависим от политических и геополитических факторов. Одним из таких, который кардинально повлиял на финансовое состояние компании, стал запрет рейсов на Россию в 2014 году.

Со слов Арона Майберга по причине несправедливых условий ведения бизнеса с 2014 года компания потеряла $216 млн. Причиной назван, в первую очередь, облет РФ, что добавляет существенные затраты для каждого рейса. И компании даже приходилось прекращать сообщение с Казахстаном из-за слишком больших затрат, связанных с необходимостью облетать территорию государства-агрессора. Также причинами неурядиц Майберг назвал увеличение акцизов на топливо и высокие навигационные ставки.

Похоже, что после избрания президентом Владимира Зеленского компания рассчитывала на новый политический фактор и на переход государства от травли, которую испытывали бизнесы Коломойского при Порошенко, к лояльности.

Сам Зеленский во время знаменитого пресс-марафона с бургерами озвучил и проблему относительно авиасообщения с Россией и состояния украинской авиакомпании (правда название компании из его уст не прозвучало). Он, в частности, заявил в ответ на вопрос журналистки российского РБК, что считает очень странным, что поезда между Украиной и Россией ходят, а самолеты не летают, комментируя вопрос восстановления авиасообщения между странами.

"У нас кстати из-за этого банкротятся наши компании. И у нас в принципе авиарейсы являются дотационными. Честно говоря, мы можем спокойно национализировать нашу большую авиакомпанию. И я знаю, что все владельцы будут только счастливы, чтобы не платить по долгам. Но мы им пока такое счастье не предоставим", – заявил Владимир Зеленский.

Заметим, что воздушную войну между странами первой в августе 2014 года начала Россия, запретив украинским авиакомпаниям совершать транзитные перелеты в третьи страны над своей территорией. Следующие после этого взаимные санкции привели к полной остановке авиасообщения между Украиной и Россией с 25 октября 2015 года.

Теперь, после катастрофы в Тегеране, МАУ настолько глубоко оказалась погруженной не только во внутренний, но и в мировой политический процессы, выйти из которых компании будет не так уж и просто.

Так или иначе в ситуации есть свою роль и у Игоря Коломойского, который на данный момент отмалчивается. Формально он не является руководителем МАУ и учитывая свое позиционирование исключительно как портфельного инвестора, попытается обойти острые углы. Тем не менее его имя в контексте трагедии может быть тем раздражителем для отдельных мировых лидеров, которому не очень будет рад и президент Зеленский. Особенно если выяснится формальная принадлежность сбитого, как мы теперь уже почти уверены на 100% благодаря западным разведкам, самолета какой-то компании из его обоймы. Вряд ли кому-то понравится, если сбитый "Боинг" начнут называть "самолет Коломойского".

Что будет с МАУ

Очевидно, что тегеранская трагедия, независимо от того, выяснится ли, что самолет был сбит или потерпел аварию по техническим причинам, окажет значительное влияние на дальнейшую судьбу украинской авиакомпании.

Первым следствием для МАУ может стать более пристальное внимание и внутри области, и в более широком кругу как безопасности полетов, так и по экономическим и качественным показателям компании. Вскоре мы должны узнать, на самом ли деле большинство самолетов не принадлежат самой компании, а являются предоставленным в лизинг другими коммерческими структурами, которые принадлежат акционерам МАУ.

Также получают огласку суммы и условия долгов, которые есть у компании. И способна ли она с ними справиться самостоятельно, или же есть необходимость вмешательства государства. И тогда, возможно, не избежать аналогий с "Приватбанком" владельцем которого также являлся олигарх Коломойский и который пришлось накачивать деньгами, чтобы поддерживать банк на плаву.

В случае с МАУ, если экономическая ситуация в компании потребует внешнего государственного вмешательства, после тегеранской катастрофы государству и президенту уже не удастся избежать необходимости либо выкупать компанию, либо поддерживать ее за государственный счет.

Конечно, одним из вариантов теоретически может стать рассмотрение вопроса о банкротстве, как это было с еще одним детищем Коломойского компанией "Аэросвит".

Также следует учитывать, что репутационная история МАУ отныне тесно связана с репутацией самой Украины. И государство напрямую заинтересовано в том, чтобы флагманская авиакомпания, безотносительно от ее реального состояния, не стала поводом для упреков и нареканий со стороны других государств и экономических субъектов, которые непременно будут ассоциировать халатность в отдельных отраслях с безхозяйственностью в государстве в целом. Конечно же, если репутационные остатки страны стоят того, чтобы их не утратить.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme