Сможет ли новый Избирательный кодекс изменить украинскую политику

Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект о новом избирательном кодексе, который коренным образом должен изменить процедуру волеизъявления украинцев уже на парламентских выборах 2024-го

Журналист отдела "Жизнь"
Сможет ли новый Избирательный кодекс изм…

Принятие кодекса стало главным событием пленарной недели Верховной Рады. Особенно учитывая то, что она последняя перед выборами.

Сам кодекс состоит из трех книг и подробно описывает различные аспекты избирательного процесса. Первый том определяет порядок создания и функционирования избирательных комиссий, составления списков, ведения агитации. Второй регламентирует проведение общенациональных выборов, третий - местных.

Depo.ua предлагает разобраться, действительно ли закон сможет коренным образом повлиять на политическую жизнь.

Что за кодекс

В частности, кодекс вводит именно ту пропорциональную систему с открытыми списками, о которой все говорят уже много лет. Эта система заменит нынешнюю - смешанную, когда половина парламентариев избирается по партийным спискам, а за половину голосуют поименно на мажоритарных округах.

Новый кодекс отменяет мажоритарную систему, следовательно беспартийные кандидаты лишаются права баллотироваться. Украину делят на 27 избирательных регионов. Избиратель выбирает партию и кандидата от политической силы.

Партия получает количество мандатов, пропорциональное количеству отданных за кандидатов от нее голосов. Если кандидат получил максимальную поддержку, но его партия не преодолела проходной барьер в целом, в парламент он не попадает.

Читайте также: Избирательный кодекс: Что такое выборы по открытым спискам и кому это выгодно

Инициаторы кодекса надеются, что документ обеспечит более прямое народное волеизъявление - мол, представителей партии в парламенте будет определять не только ее руководство (которое часто руководствуется личными симпатиями или коррупционными интересами), но и народ и они будут конкурировать между собой за место в Раде, и номер в партийном списке. Кроме того, таким образом надеются избавиться от политических флюгеров, которыми в Раде часто являются мажоритарщики.

Из интересных моментов - запрет наружной рекламы и ограничения на рекламу телевизионную. Мотив - защитить интересы относительно небогатых политических сил в условиях олигархической монополии на медиа.

Учитывая многолетнюю кампанию, во время которой словосочетание "открытые списки" уже стало национальным гештальтом, надежды на избирательный кодекс огромные. Впрочем, при ближайшем рассмотрении, принятый в последние дни работы парламента VIII созыва документ сможет скорее добавить электоральных баллов партии ЕС, в которой спикер парламента Андрей Парубий выступает вторым номером, чем действительно открыть новую главу в украинском парламентаризме.

Не зря Парубий "колол скалу" несогласия, аж 17 раз выставляя на голосование возвращение к рассмотрению законопроекта. Для сравнения - законопроект президента Украины Владимира Зеленского, который предлагал закрытые списки, но при этом - отмену мажоритарщиков и снижение проходного барьера до 3% даже не включили в повестку дня.

Впрочем, практически "натянутые" 230 голосов создают для нового избирательного кодекса весьма шаткое основание.

Учитывая предысторию, Зеленский практически гарантированно применит вето к новому закону. Дальше его будет рассматривать уже новая Верховная Рада, в которой президентская партия "Слуга народа", по результатам соцопросов, набирает от 40% симпатий избирателей на данный момент. Что дает основания мечтать даже об однопартийном большинстве в купе с мажоритарщиками, или коалиции с тем же "Голосом".

Да и с точки зрения инструментов демократии новый кодекс идеальным не назовешь. Поскольку не смотря на то, что профильный комитет настаивал на снижении проходного барьера до 4%, в итоге оставили все те же 5%. При том, что немало европейских организаций советовали Украине все же снизить требования к партиям, что обеспечило бы больший плюрализм в парламенте и большую объективность при рассмотрении ключевых вопросов.

И всего этого Андрей Парубий, который так ретиво отстаивал принятие кодекса, не может не понимать. Впрочем, фактически накануне выборов документ необходим ЕС как эффектный заменитель сотни билбордов. Мол, именно эта сила даже на последних секундах работы парламента боролась за демократичность избирательного процесса.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme