Согласится ли Порошенко на "капитуляцию Мореля"

Принятие "плана Мореля" в сегодняшнем виде станет катастрофой для действующей политической элиты. Спасти украинское руководство могут или выдающиеся дипломатические усилия, или чрезмерное упрямство боевиков

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Согласится ли Порошенко на "капитуляцию…

"Временный закон о местных выборах в некоторых районах Донецкой и Луганской областей", больше известный публике как "План Мореля", который таки увидел свет благодаря коварным журналистам. При том он оказался даже хуже, чем можно было ожидать, пока все упоминания о "выборах по специальному закону" ограничивались туманными намеками на "обсуждение в трехсторонней группе".

Этот план чудесен во всех деталях - начиная от возможности избираться на должности председателей местных советов лицам, которые не прожили на Донбассе даже пяти лет, продолжая возможностью представителей донбасских "теризбиркомов" аккредитовать (или не аккредитовать) украинские национальные СМИ, которые захотят насладиться процессом демократического волеизъявления. Ну и сами теризбиркомы, сформированные местными "властями" - это, безусловно, именно тот рупор, который позволит нам всем еще раз "услышать Донбасс". Если кто-то чего-то не услышал до сих пор.

О том, что какая-то имитация разоружения или передачи контроля за рубежом состоятся уже после "выборов" и под контролем руководителей бандформирований, легитимизированных Киевом в качестве местной власти, говорить как бы и нет смысла. Читайте Минские договоренности.

"План", который попал в публичный доступ, пришлось прокомментировать Президенту. Не то, чтобы эти комментарии вышли слишком содержательными или слишком убедительными, но тональность отношения украинского руководства, безусловно, показали.

Президент Украины заявил, что расценивает план координатора рабочей группы по политическим вопросам трехсторонней рабочей группы Пьера Мореля относительно проведения выборов на Донбассе, как личное мнение последнего. Что, очевидно, должно свидетельствовать о готовности Банковой решительно торговаться относительно изменения хотя бы самых одиозных моментов плана, параллельно убеждая заинтересованных граждан что "все будет хорошо".

При том четкого заявления о том, что выборы на Донбассе будут проводиться именно по действующему на данный момент общеукраинскому законодательству, Президент не сделал. Более того, он и сам настоял на необходимости принять специальный закон, правда, мотивируя это не желанием Мореля или сепаратистов, а "особенностями", вызванными отъездом из Донбасса проукраински настроенных граждан.

"Должны учесть особенности - а они есть. Потому что те временно перемещенные лица - проукраинские, но которые сейчас не на Донбассе - им надо обеспечить возможность голосования. А это сейчас не учитывается в украинском законе, должны предусмотреть эти особенности. Потому что если мы "выведем" эти голоса, волеизъявление граждан на украинском Донбассе будет искажено", - заявил Порошенко. Очерчивая, таким образом, поле для будущего дипломатического торга 2 октября в Париже. Каких-либо упоминаний о таких мелочах, как противоречия плана Мореля, к примеру, с украинской Конституцией, от президента не прозвучало.

Таким образом, украинская власть оказывается в интересной ситуации. С одной стороны, план, который абсолютно неприемлем как для Банковой, так и для Украины (тот редкий случай, когда интересы совпадают), вероятно, станет основой для разговора в минском формате. И судя по тому что документ разработан французским дипломатом (пусть и с большим опытом работы в России), есть причины подозревать, что на его принятии будут настаивать как минимум две стороны из четырех. Не смотря на заявления нашего гаранта о том, что "на Украину никто не давит".

С другой стороны, принятие "личного мнения господина Мореля" в качестве дорожной карты для проведения выборов на Донбассе может, в сухом остатке, иметь непредсказуемые остатки. Начиная от преждевременной (по мнению Порошенко) политической кончины украинского Президента, и заканчивая новыми обострениями на Донбассе, вызванными непродуманной схемой реинтеграции региона.

Зато категорический отказ Порошенко от плана Мореля вынесет на политическую авансцену тот печальный и неоспоримый факт, что у Киева нет разработанной альтернативы идеям французского дипломата. Что автоматически поставит Украину на роль "неконструктивному критика, что тормозит мирный процесс". Почему на Банковой не составили план - хоть какой - мирного урегулирования на Донбассе на выгодных для Киева условиях, не говоря уже о том, что подобный план должен быть пролоббирован - вопрос, на который ответа нет и вряд ли будет.

И спасти Порошенко сейчас могут две вещи. Первая - титанические переговорные усилия в Париже, которым, по хорошему, должна предшествовать надлежащая подготовка в процессе встречи "номандской четверки" в формате глав МИД во время сессий Генассамблеи и вероятного тет-а-тет украинского президента и Ангелы Меркель на том же мероприятии. Титанические усилия, благодаря которым "план Мореля" удастся превратить в нечто, хоть отдаленно похожее на компромисс, а не на капитуляцию еще не проигранной войны.

Другим фактором, который бы позволил бы Киеву красиво "спрыгнуть" с "плана Мореля", может стать чрезмерное желание России надавить на процесс переговоров "независимыми сепаратистскими выборами" 16 октября. Но все эти "как бы выборы" - с вероятностью на 99 процентов всего лишь очередной козырь Кремля на переговорах 2 октября. От них Путин легко откажется - но в обмен на уступки Киева относительно плана Мореля.

Поэтому надеяться на услугу со стороны сепаратистов и России Петру Алексеевичу не стоит. Единственным выходом, похоже, остаются именно "титанические дипломатические усилия", осуществить которые необходимо в течение очень короткого времени. В другом случае выбор между капитуляцией и потерей союзников Украине почти обеспечен.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme