Демарш Путина: Согласится ли Банковая "изменить конституцию" за два дня

Переписав в свою пользу российскую конституцию, Владимир Путин решил взяться и за украинскую. Требуя от Киева немедленно обнародовать проект изменений основного закона, направленный на децентрализацию с учетом "особого статуса"

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Демарш Путина: Согласится ли Банковая "и…

О том, что "обнуление" сроков пребывания у власти президента России Владимира Путина неизбежно приведет к определенным изменениям в отношениях между Россией и Украиной, Depo.ua уже писало. Сегодня стало очевидно, что эти изменения, судя по всему, были подготовлены задолго до получения результатов театрального "референдума".

По крайней мере, такой вывод можно сделать из материалов немецкого издания Spiegel, в руки журналистов которого попал неофициальный рабочий документ российской делегации для предстоящей встречи политических советников из стран нормандского формата, проведение которой запланировано на сегодня и завтра.

В документе, если верить немецким журналистам, Россия в безальтернативной форме требует от Украины к 6 июля "без дополнительных условий" представить на заседании Минской ТКГ проект изменений в Конституцию, которые закрепят особый статус Донбасса.

Кроме того, согласно документу, Россия настаивает на том, чтобы Киев ускорил реализацию "формулы Штайнмайера" относительно предоставления особого статуса сразу после того, как ОБСЕ признает местные выборы на Донбассе свободными и справедливыми. Также Москва настаивает, чтобы украинская сторона до 6 июля предоставила список людей, которых хочет получить в рамках обмена пленными. Такой же список людей должны предоставить и подконтрольные России сепаратисты.

Каковы цели этого российского демарша? С ними все относительно просто. Внутриполитический компонент предполагает потребность российского президента продемонстрировать своим согражданам собственную международно-политическую эффективность. Очевидная перспектива сохранения власти действующим президентом России в течение следующих 16 лет может быть немного депрессивной даже для специфического российского общества. Поэтому, с точки зрения Путина, ее желательно подкрепить каким-то демонстрациями его управленческой эффективности. И "решения украинского вопроса" – или, по крайней мере, имитация шагов к его решению в пользу Кремля – это почти безотказный вариант.

Внешнеполитический компонент российского демарша также является достаточно очевидным. Антироссийские санкции, введенные странами ЕС и США, базируются на нарушении Минских соглашений. И более чем вероятный отказ Украины выполнять 11 пункт Комплекса мер по выполнению Минского протокола – особенно в условиях невыполнения Россией и сепаратистами предыдущих 10 пунктов – даст возможность российской пропагандистской машине и небескорыстным адвокатам России в ЕС рекламировать тезис об "украинской вине" в срыве выполнения договоренностей.

В отношении украинских обязательств в этой ситуации все также довольно-таки прозрачно. Проведение в Украине конституционной реформы, "которая предусматривает как ключевой элемент децентрализацию", прописанное, как уже упоминалось, 11-м пунктом Минским договоренностям. После прекращения огня – полного и разведения войск на всех участках фронта. После освобождения незаконно удерживаемых украинских граждан – опять-таки, всех. После проведения выборов – которое возможно, опять-таки, после вывода из Донбасса российских войск и восстановления контроля за украинско-российской границей.

В подобных условиях требование "обнуленого Путина" "немедленно" подготовить изменения к украинской Конституции выглядит откровенно странно. Оно не оправдано ни Минскими договоренностями, ни любым другим международным договором, подписанным Украиной. Оно противоречит как национальным интересам Украины, так и всей логике переговорного процесса в нормандском формате. Требования подготовиться к изменениям конституции не были (и не могли быть) прописанными в документах последней, парижской встречи в нормандском формате.

Будем надеяться, что руководитель ОП Ермак, который будет представлять на сегодняшних и завтрашних переговорах в Берлине позицию Украины, понимает, что любые шаги к удовлетворению последних российских требований станут для действующей власти формой политического самоубийства. Особенно если учесть тот факт, что чрезмерная уступчивость по отношению вероятного ведения переговоров Украины с представителями "Л-ДНР" в марте уже нанесла существенные удары по имиджу Ермака как "эффективного переговорщика", а также привела к необходимости фактически отозвать его подпись с сомнительного документа.

Конечно, украинскую делегацию ждет непростой разговор в Берлине. Где, к примеру, внешнеполитический советник Ангелы Меркель Ян Хеккер, который будет представлять немецкую сторону, скорее всего, выберет позицию более-менее нейтрального наблюдателя, а не адвоката украинских интересов. Не исключено, что в случае несогласия Украины выполнять необоснованные требования Россия ответит эскалацией на линии фронта. Но без четкой защиты собственных интересов, без соблюдения тех "красных линий", среди которых изменение устройства государства по требованию внешнего политического центра является едва ли не самой первой – продолжить реализацию украинского национального проекта представляется невозможным.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme