Антикоррупционный цугцванг: Зачем МВФ заставляет Порошенко распустить Раду

Западный ключевой кредитор Украины выдвинул ультиматум – новый транш в обмен на Антикоррупционный суд. Шантаж со стороны Фонда еще больше приблизил досрочную перегрузку украинского парламента

Политический обозреватель
Антикоррупционный цугцванг: Зачем МВФ за…

По информации The Financial Times, представитель МВФ в Украине Йоста Люндман фактически повторил прежние угрозы Международного валютного фонда - отказать нашей стране в ссуде в случае невыполнения ряда требований, основным из которых является создание Антикоррупционного суда в соответствии с требованиями Запада. Если коротко, то речь идет об отдельной структуре, которая будет заниматься исключительно коррупционными преступлениями чиновников, а отбор в эту структуру будет происходить под внешним управлением. Люндман акцентировал: при рассмотрении законопроекта об Антикоррупционном суде парламент должен учесть все поправки, необходимые для приведения окончательного текста закона в полное соответствие с предусмотренными программой (финансирования от МВФ) обязательствами и рекомендациями Венецианской комиссии Совета Европы.

МВФ поставил президента перед очень сложным выбором, ведь, с одной стороны, риск неполучения транша будет подрывать доверие к национальной валюте и вызовет социально-экономическую турбулентность, с другой – на сегодняшний день выглядит слишком маловероятным, что парламент примет закон об Антикоррупционном суде в том варианте, в котором хочет Запад. Наши партнеры за много лет хорошо изучили психологию украинских политиков, которые хитрили, чтобы не выполнять договоренности или выполняли по-своему, поэтому, похоже, ультиматумами решили сразу брать быка за рога. Но в этот раз они могут получить совсем не то, что ожидают.

Законопроект, внесенный президентом, после определенных правок (к примеру, снимут несвойственные функции Антикоррупционного суда) имеет шансы пройти в парламенте. По крайней мере, о готовности проголосовать за него заявляют и в коалиции, и в оппозиции. Тот вариант, на котором настаивает МВФ, не выгоден ни президенту, ни народным депутатам. Ошибкой наших партнеров является то, что они считают президента способным нажать на депутатский корпус. Но это тот случай, когда вопрос касается шкурных интересов многих избранников, и голосовать они за него будут с экстраполяцией на себя. А их внутренний голос говорит: не жми на зеленую кнопку, потому что рискуешь попасть на скамью подсудимых в качестве подозреваемого в коррупции.

Поэтому, со значительной долей вероятности можно утверждать, что выходом из цугцванга, в который МВФ загоняет Киев, станет роспуск Верховной Рады в случае провала антикоррупционного закона, и ее последующее переизбрание. Таким образом, у президента еще будет шанс сформировать парламент под себя до экономического коллапса, который может наступить без транша МВФ. О выборах говорят уже не шепотом, все основные игроки формируют штабы, рекрутируют кадры, разрабатывают технологии и заказывают социологические опросы. Да и большинство экспертов уверены: депутаты скорее согласятся идти на выборы, чем дадут 226 голосов за Антикоррупционный суд в варианте, промоутером которого выступает МВФ.

После - несколько месяцев кампании, затем формирование коалиции по-украински – со склоками и политическими разводами, в конце концов борьба за портфели и полный передел должностей в правительстве. Это все на неопределенное время откладывает экзистенциальную проблему нашего политического класса – создание независимого Антикоррупционного суда.

Причем не стоит забывать о нескольких угрозах, которые делают следующий парламент более разбалансированным. Первая угроза – приход в ВР мощной армии реваншистов, которые будут играть на социально-экономических проблемах. Вторая угроза – непрерывный популизм, на волне которого в парламент попадают политсилы, которые в принципе не способны к любым переговорам. Третья угроза – гонки будут проходить по ныне действующему закону, новый принимать под досрочные выборы торопиться не будут. То есть, опять будет пол-парламента богатых мажоритарщиков, которые в основном и являются лоббистами блокировки Антикоррупционного суда. Иначе говоря, если этот парламент кочевряжится, то в следующем точно не станет больше сторонников борьбы с коррупцией.

Может ли существовать какой-то другой вариант, кроме досрочных выборов? Отказ от ультиматумов и взаимные уступки. В Киеве хорошо понимают печальные последствия отсрочки кредита, поэтому должны быть более гибкими, но и кредиторы не до конца осознают всю хрупкость ситуации в стране, где уровень недоверия к политическому классу просто бешеный. И дефолт, на самом деле, не самое худшее, что может здесь произойти.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme