Убить двух зайцев: Зачем "Нафтогаз" пугает Европу апокалипсисом

Предупреждение руководства "Нафтогаза" относительно того, что переговоры с "Газпромом" зашли в тупик, а текущий год может быть последним для украинской газотранспортной системы, преследует две довольно разные цели

Тарас Паньо
Журналист отдела международной политики
Убить двух зайцев: Зачем "Нафтогаз" пуга…
ФОТО: Facebook

О том, что трехсторонние переговоры в формате Украина-Россия-Европейская комиссия о транзите российского газа через территорию Украины с 2020 года проходили, скажем мягко, не блестяще, все заинтересованные стороны догадывались давно.

Да и сам факт, что за год более или менее активного переговорного процесса не удалось достичь никакого реального результата, говорит о многом. Особенно теперь, за полгода до окончания действующего контракта между компаниями, и на фоне того, что следующий раунд трехсторонних переговоров намечено провести в сентябре. Если он снова окажется неудачным (вероятность чего, учитывая все сопутствующие обстоятельства, недалека от стопроцентной) - то отступать будет уже особо некуда. Очередная "зимняя газовая война" уверенно займет свое место на горизонте событий. Что, собственно, и подтвердил вчера на конференции в Торонто руководитель интегрированного газового бизнеса "Нафтогаза" Андрей Фаворов, который оценил вероятный срок перебоев с транзитом в три месяца.

Однако сегодняшнее заявление исполнительного директора НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Витренко обрисовало ситуацию в красках значительно более мрачных. Глава компании сообщил, что в "Нафтогазе" всерьез рассматривают возможность полного прекращения транзита газа через Украину "не только в первом квартале 2020 года, а вообще после окончания 2019 года".

Проще говоря, в компании подозревают, что "зимней газовой войной", которые случались ранее и длились считанные недели, дело не ограничится.

Определенные причины для таких подозрений, конечно, существуют. Например, Россия резко (на 23 единицы) увеличила перечень кораблей, которые будут строить "Северный поток-2". В числе судов, которые в ближайшее время будут задействованы в проекте, 2 — российских, 12 — нидерландских, а остальные корабли - из Кипра, Испании, Бельгии и Финляндии. Подобный "авральный способ ведения работ является однозначно недешевым развлечением, поэтому и причины для подобной спешки у Кремля, очевидно, довольно существенные.

Параллельно с тем "Газпром" по максимуму заполняет газовые хранилища в Европе, которые, по данным того же "Нафтогаза", уже сейчас содержат запасы на 16% выше, чем в прошлом году и продолжают активно заполняться.

Все это свидетельствует о том, что Россия, с одной стороны, всерьез готовясь к возможному прекращению транзита, хочет максимально быстро наладить альтернативную подачу и "сгладить" проблемы с европейскими клиентами.

С другой стороны, и Украина готова идти в этом деле до конца. Удовлетворить ключевое требование "Газпрома" - отказаться от всех выигрышей в Стокгольмском трибунале - не осмелится не только исполнительный директор "Нафтогаза", но, наверное, и президент страны. Тем более что предложение российской стороны об экспорте по действующим расценкам, который может быть прерван, как только "Северный поток - 2" заработает на полную мощность - не тот приз, за который стоит жертвовать уже добытыми победами.

Поэтому апелляции господина Витренко ко всем заинтересованным в результатах переговоров сторон являются вполне обоснованными.

Другое дело, что, говоря о возможном крахе украинской ГТС, исполнительный директор "Нафтогаза" пользуется моментом для достижения своих административных целей. Констатируя тот факт, что Украине необходимо готовиться к полному прекращению транзита, Витренко подчеркивает, что эта подготовка сейчас оказалась под угрозой, в частности из-за ошеломляющего падения собственной добычи газа. И виноват в этом, конечно, менеджмент "Укргаздобычи". Руководителя данной компании Олега Прохоренко, руководство "Нафтогаза" после затяжного конфликта уже отправило в отставку, но этим дело, кажется, не завершится.

Впрочем, все это подробности. А общая картина, кажется, выглядит следующим образом, что менеджер одной из ключевых госкомпаний банально не знает, что делать дальше перед лицом возможной катастрофы с прекращением работы украинской ГТС. И пишет об этом публикации в сети Facebook. Однако ни комментариев, ни даже "лайков" со стороны представителей Кабмина или аппарата президента пока под этими сообщениями не видно. Что, видимо, означает заметные проблемы как в системе ведомственной коммуникации, так и в стратегическом планировании этой ключевой для нашей страны отрасли.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme