Украинцы экономят на одежде, ритейлеры – на акциях

Каждый второй украинец стал экономить на одежде и обуви, предпочитая покупать более дешевые бренды

Украинцы экономят на одежде, ритейлеры –…

Результаты исследований потребительских настроений свидетельствуют о том, что украинцы сейчас стали существенно экономить на покупке одежды и обуви. По данным консалтинговой компании Nielsen, свои затраты на приобретение одежды сократили 57% соотечественников. При этом 38% переключаются на более дешевые бренды.

В таких условиях поднимать цены на свои товары для ритейлеров смерти подобно, а уж если кто и способен сохранить стоимость продукции на прежнем уровне, так это те торговцы, которые продают много и, помимо традиционных магазинов, имеют раскрученные интернет-площадки для формирования дополнительного потока покупателей. «Мы стараемся удерживать свои цены на уровне прошлого года, кроме тех моделей, закупка которых существенно подорожала. Однако если курс доллара продолжит расти, придется пересмотреть свою ценовую политику», - сообщает ДеПо директор интернет-магазина RED.ua Ирина Цыбуля.

Все остальные продавцы цены поднимают. Согласно данным ДеПо, который проинспектировал столичные магазины одежды и обуви, цены на товары по сравнению с прошлой осенью поднялись минимум на 15-20%, максимум - на 70-90%. Продавцы в торговых залах разводят руками, виня во всем высокий курс доллара. При этом констатируют, что менеджмент их магазинов, делая закупки сезонных моделей, сейчас ориентируется на самые дешевые вещи. «Некоторые модели кроссовок начальство вообще закупать не будет. В пересчете на гривню самые дешевые из них будут в новой закупке стоить 600-700 грн. Закупать спортивную обувь по 1,5 тыс. грн опасно, может не продаться», - откровенничает с ДеПо продавец одного из столичных обувных магазинов. В другом бутике продавец пуховиков проговорилась, что в зале выставлены по новым ценам не только новые модели, но и товарные остатки с прошлой зимы. «Просто поменяли ценники на новые. Надо было раньше покупать, а сейчас везде такие цены», - говорит киевская продавщица.

Эксперты рынка констатируют, продавцам сегмента non-food сейчас нелегко выживать. И изменение потребительских предпочтений, а также рост курса доллара - не единственные причины. Многие продавцы не хотят адаптироваться к новым реалиям работы и не меняют свой подход к бизнесу.

«У каждой компании свои проблемы, и у каждой свой рецепт их решения. Например, некоторые компании продолжают работать в режиме не совсем легальных поставок из России и Европы. Однако качество контроля на таможне усилилось, и они просидели практически все эти полгода без нелегальных поставок. Законные поставки проходят, а контрабанда - нет. Соответственно, они думали, что если когда-то договорились с таможней, то это навсегда, а проблемы возникли уже сейчас», - рассказывает ДеПо глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос.

По его мнению, около 10-15% монобрендовых магазинов одежды и обуви могут «не пережить» эту зиму и уйти с рынка.

Пережиток прошлого

Щедрые акционные предложения от продавцов одежды и обуви уходят в прошлое. «Количество акций, распродаж и скидок уменьшилось. Все боятся, что покупательская способность упала, и эти скидки оставляют себе на хлеб», - констатирует ведущий стилист фешн-студии «Пьюрити» Ольга Перепелица. Поэтому покупатели могут так и не дождаться масштабных распродаж во время предстоящих новогодних праздников. Главная причина в том, что в последние полгода доходы ритейлеров существенно упали, и распродавать даже часть товара себе в убыток стало слишком большой роскошью. Несмотря на значительную девальвацию гривни, ритейлеры изо всех сил стараются удержать цены на прежнем уровне, чтобы не лишиться последнего покупателя. Логика работы продавцов кардинально меняется. Они считают, что сейчас лучше заработать на количестве проданного товара, а не на высокой наценке. Естественно, в таких условиях объявлять акции «невиданной щедрости» уже невыгодно. «В чем наша компания сейчас будет себя ограничивать, так это в акциях «покупона» и прочих подобных компаний, таких, где нужно предоставлять сразу большую скидку - более 50%. Раньше устраивали (такие акции), сейчас - нет», - сообщила ДеПо Ирина Цыбуля.

Однако полностью отказываться от акций никто не собирается. Продавцы по-прежнему широко используют в своей работе дисконтные программы и распродают по сниженным ценам залежавшийся товар. «Сейчас компании-конкуренты стали уходить с рынка. Оставшимся интересно привлечь их клиентов к себе. Поэтому совсем экономить на акциях сейчас не стоит. Лояльность клиента окупается всегда и в любом случае», - считает Ирина Цыбуля.

При этом агрессивность акций будет увеличиваться, прогнозируют эксперты. Чтобы выжить в условиях существенного падения покупательского спроса, ритейлеры уже сейчас задумываются о внедрении новых форм акций и подходов к их проведению.
«Думаю, что акции станут короче по времени. Не месяц, как раньше, а, допустим, неделю. Вполне возможно, что из ресторанов в магазины перекочует понятие «счастливый час». Например, каждый день с 12.30 до 14.00 можно будет купить футболку за полцены. Это будет мотивировать покупателя приходить в магазин в конкретное время», - прогнозирует Андрей Кривонос.

Предпочтения богатых

Состоятельные украинцы, в отличие от большинства соотечественников, не перестали покупать дорогую одежду и обувь. Они по-прежнему могут себе позволить выложить за коктейльное платье 8-10 тыс. грн и больше. Однако, по словам стилистов и дизайнеров, которые работают с лакшери сегментом, ситуация в стране также сказалась на потребительском поведении богатых людей. «Клиенты стали заказывать меньшее количество одежды. И это не единичные случаи, а массовая тенденция. Например, если год назад девушки приходили и заказывали себе по 7 платьев за раз, то сейчас 2-3 платья. При этом требования к качеству одежды по-прежнему высокие. Не скажу, что люди захотели дешевле ткань или перейти в магазин, где ниже цены», - рассказывает ДеПо Ольга Перепелица.

В целом магазины одежды и обуви в премиум сегменте последние полгода откровенно наживаются на богатых, регулярно поднимая цены на свои товары. По словам Ольги Перепелицы, для них главный ориентир - курс иностранной валюты. «Магазины цены подняли - это заметно. Рост цен интенсивнее роста курса доллара. То есть если курс увеличился на 30-40%, то магазины подняли цены где-то на 50%, как говорится, «под шумок», - признается Перепелица.

При этом доходы магазинов для богатых все равно снижаются. Для этого есть две причины. Во-первых, сами магазины стали закупать меньше дорогих товаров, опасаясь, что на них не найдется покупатель. Во-вторых, богатые украинцы все чаще предпочитают обновлять свой гардероб в Европе. «Людям психологически легче потратить на ткань 300 евро, чем 6 тыс. грн. Поэтому все стараются закупаться в Европе. Я это вижу даже по ремонтам. Если раньше все массово шили себе одежду в Украине, то сейчас предпочитают купить вещь в Европе и подогнать ее по фигуре или что-то переделать уже дома у мастеров», - рассказывает Перепелица.

Интересно, что магазинам с лакшери товарами сегодня приходится кардинально менять цветовую гамму продаваемой одежды и обуви, чтобы не потерять покупателя и остаться на плаву. В тренде две противоположности: серо-черная одежда и одежда ярких цветов с выразительными принтами. «Востребованы платья серых, черных и темно-синих цветов. Так женщины-патриотки выражают свою позицию некого траура, считая, что сейчас, когда в стране идет война, не время одеваться ярко и броско. С другой стороны, многие уже устали от страшных новостей и хотят какой-то радости в жизни, поэтому просят подобрать им очень яркую одежду, которая даже больше характерна для лета, например, ярко-оранжевого цвета или ярко-зеленого. Одежда в бежевых тонах, которая была раньше очень популярна, сейчас вообще не востребована», - констатирует Ольга Перепелица.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme