После войны. Как Украине с умом использовать деньги Запада

Прежде чем приступать к послевоенному восстановлению Украины, руководство страны должно четко определиться: в какой пропорции стоит полагаться на международную помощь, а в какой — на свои силы и ресурсы. Оба направления имеют плюсы и минусы, причем часть из них проявится сейчас, другая — годы спустя

Журналист отдела новостей
После войны. Как Украине с умом использо…
Фото: Алесь Усцінаў, https://www.pexels.com/

Мир готов помогать Украине восстановиться. Еще 20 апреля агентство Bloomberg со ссылкой на представителей дипломатического корпуса стран ЕС сообщило, что Еврокомиссия работает над созданием трастового фонда солидарности для послевоенного восстановления Украины. Его бюджет составит сотни миллиардов евро (в течение десятилетий). Также Еврокомиссия уведомила дипломатов, что работает над финансовым инструментом, задачей которого также будет восстановление Украины. Профинансируют его страны — члены ЕС на паевых началах.

 

Данный фонд должен быть ориентирован на долгосрочные потребности нашей страны. Его задача — финансировать инвестиции и реформы, согласованные с правительством Украины. ЕС будет оплачивать и (что крайне важно) контролировать большую часть его счетов и операций.

 

Сам такой фонд будет создан по образу и подобию европейского фонда восстановления после COVID-19. Большая часть изначально выделенных средств в случае Украины пойдет на восстановление инфраструктуры и поддержку предоставления государственных услуг. Вот только пока никто не может сказать, как будет наполняться этот фонд — за счет кредитов или грантов. Судя по имеющейся информации, этот вопрос, как и в целом будущая деятельность фонда солидарности, будет координироваться с МВФ и Всемирным банком. И первым этапом координации станет будущая оценка финансовых потребностей Украины.

 

Тут стоит напомнить, что, по оценкам Кабмина, российское вторжение уже нанесло нашей стране ущерб на $1 трлн. Также президент Украины Владимир Зеленский сообщил главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, что наше правительство ежемесячно нуждается в $5-7 млрд для покрытия дефицита бюджета (в том числе соцвыплат).  

 

Да, конечно, Запад (да и международное сообщество в целом) покроет некую часть потерь Украины от войны. Тактически это очень хорошая новость. Стратегически — давайте признаем, что не очень. Внешняя международная помощь — это, попросту говоря, халява. Бесплатные деньги и ресурсы. А когда ресурсы бесплатные, без четких обязательств, то у получателя нет мотива сберегать их, получать максимальную выгоду от использования.

 

В такой ситуации главными бенефициарами помощи оказываются те, кто распоряжаются ею внутри страны. Это универсальное правило, и от названия конкретной страны оно не зависит. Так что тут есть только несколько вариантов, как избежать вреда от халявы. Первый — сделать так, чтобы зарубежные доноры сами контролировали использование предоставляемых средств и ресурсов на всех этапах, вплоть до самого последнего получателя.

 

Второй вариант (кстати, выгодный и для самих доноров, но в целом похуже) — оказывать помощь деньгами, привязав к ним определенные условия. Например, покупайте в нашей стране, у наших производителей, пользуйтесь нашими банками, вот вам наши эксперты/консультанты и т.д. Впрочем, уже можно говорить, что Украина не собирается идти на такие условия (в плане восстановления от правительства, наоборот, есть пункт о локализации производств на нашей территории).  

 

Есть еще третий вариант — на бесплатные и кредитные ресурсы провести структурную перестройку экономики, чтобы торговать не сырьем, а продукцией с большим уровнем переработки, определив отрасли, которые могут стать основой роста после войны (как в одном из недавних видеообращений говорил Зеленский). Такой подход — самый выгодный для Украины, но и самый сложный в реализации.

 

Что касается помощи в финансировании госрасходов, то тут нужно понимать, что на вооруженные силы Украине придется (после завершения активных боевых действий) тратить не менее 5% ВВП на протяжении, как минимум, 10 лет, — если Россия продолжит существовать. Еще одна большая статья затрат — пенсионеры. Так что сколько будет потрачено из зарубежной помощи на оборону страны и пенсионеров — на столько же стоит сократить налоговую нагрузку внутри Украины.

 

Но сама по себе эта помощь — только временная передышка. Она не запустит двигатель быстрого, долгосрочного экономического роста. Потребуются радикальные изменения в монетарной, фискальной и институциональной политике, в торговом режиме, в структуре собственности и в механизмах ее защиты. И очень желательно не повторять прежних ошибок в реформах, в том числе совершенных с мая 2019-го по февраль 2022-го.

 

Благо, прецеденты успешных реформ с использованием зарубежной помощи — есть. Это Германия после Второй мировой войны, это Ирландия, получившая возможность пользоваться рынком ЕС. К сожалению, обратных примеров больше. Страны, которые сделали ставку только на перераспределение финансовой и прочей поддержки, без изменений параметров экономической среды, без серьезных экономических реформ, — не смогли получить должной пользы. Это Греция, Аргентина, Мексика, Таиланд (в разные периоды времени).

 

Более того, сложно спорить с экономистами, которые заявляют, что за последние 60 лет поддержка развивающихся, переходных стран со стороны МВФ и Всемирного банка не дала ни одного примера выхода на траекторию быстрого, долгосрочного экономического роста. У Украины теперь есть возможность еще раз удивить весь мир, переломив и этот тренд. Во многом — благодаря тому, что все, сказанное выше, кажется, понимают в правительстве нашей страны.

 

30 апреля Министерство экономики представило основные постулаты плана экономического восстановления Украины после войны. Их озвучила первый заместитель премьер-министра — министр экономики Юлия Свириденко на международной конференции "После войны: освобождение будущего гражданского общества". По ее словам, над этим планом совместно работают правительство, эксперты и бизнес-ассоциации.

 

Принципы, лежащие в основе плана:

 

  1. Полный доступ к рынкам ЕС и "Большой семерки". Это поможет украинским производителям интегрироваться в мировые торговые сети и увеличить экспорт. Соединенное Королевство и страны ЕС уже объявили об отмене импортных пошлин на украинские товары. Кабмин ждет аналогичных действий со стороны США, Японии, Канады.
  2. Получение статуса кандидата, а затем полное членство в ЕС. Статус кандидата предоставит Украине доступ к структурным фондам ЕС, что станет значительной поддержкой.
  3. Строительство экономики в соответствии с принципами дерегулирования и либерализации.
  4. Настройка логистических маршрутов в западном направлении. Правительство работает над расширением их пропускной способности.
  5. Переход от экспорта сырья к его переработке в отраслях, которые приносят наибольшую экспортную выручку.
  6. Развитие отечественного ВПК, в частности, за счет получения военных технологий. В этом случае военные технологии станут драйвером развития для гражданских секторов экономики.
  7. Энергетическая самодостаточность будет достигнута за счет увеличения производства собственного газа и развития ядерной энергетики. За 3-5 лет вполне реалистично получить энергетическую независимость.
  8. Климатическая модернизация. Создание новых объектов в различных отраслях должно учитывать принципы "зеленой экономики".
  9. Локализация производств не менее чем на 60%. Это даст экономике импульс развития, создаст новые рабочие места, простимулирует предпринимательскую активность.

Важное условие реализации этих пунктов — максимальное восстановление транспортной и социальной инфраструктуры Украины в течение 24 месяцев.

 

"Восстановление Украины после войны станет одним из крупнейших проектов со времени "Плана Маршалла". Его реализация будет вопросом для всего цивилизованного мира, потому что сегодня мы сражаемся не только за себя, но и за глобальную безопасность, — сказала Юлия Свириденко. — Чтобы реализовать крупные проекты, нам необходимо развивать партнерство с "Большой семеркой" и странами и ЕС в области передачи технологий и доступа к финансовым ресурсам. Одним из ключевых подходов может быть предоставление гарантий для компаний, инвестирующих в Украину".

 

Надо сказать, что исходя из заявленных принципов, план действительно хорош. Некоторое сомнение вызывают разве что пункты 5, 6 и 9 — там требуются крупные долгосрочные инвестиции в производство. А они вряд ли будут возможны, если по итогу войны рядом все же останется такой источник опасности новой войны, как Россия.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme