Молчание Брюсселя: Кто выиграет в газовой войне Украины и России

Газовые переговоры между Украиной и Россией ожидаемо затягиваются и движутся в сторону очередной "зимней газовой войны"

Молчание Брюсселя: Кто выиграет в газово…

Сегодняшние трехсторонние переговоры ЕС, Украины и России в Брюсселе относительно транзита газа вполне предсказуемо закончились отсутствием каких-либо конкретных договоренностей. Более того, никакая конкретика относительно объемов прокачки и срока заключения контракта даже не обсуждалась – по данным источников российских СМИ, обсуждались только "правовые вопросы". К числу которых, очевидно, относилась готовность России заключать с "Нафтогазом" контракт в соответствии с действующими газовыми директивами ЕС.

Спикер российского президента Песков, который еще вчера определил подобный результат как единственно возможный, оказался пророком. Или скорее просто человеком, хорошо осведомленным с тактикой "Газпрома".

Наконец, о твердом намерении обеих сторон отстаивать свои интересы в этой дискуссии до конца, много чего говорил и масштаб приготовлений. Вроде рекордных 19 миллиардов кубометров газа, предусмотрительно закачанных в хранилища "Нафтогазом". Ну, или "Северного потока – 2", старательно строящегося "Газпромом", несмотря на все климатические и бюрократические препоны суровых северных морей.

Позиция обоих участников спора сейчас проста и понятна. "Газпром" делает все возможное, чтобы подписать с "Нафтогазом" короткий – желательно годичный – контракт на транзит в сегодняшних объемах. После чего похоронить украинскую ГТС либо полностью прекратив прокачку по ней, либо же используя ее как резервный канал на случай пикового зимнего потребления или каких-то неполадок в системе из двух "северных" и одного "турецкого" потоков.

Взамен украинская сторона предлагает подписать десятилетний контракт на прокачку как минимум 60 миллиардов кубов ежегодно – с большей возможностью прокачки в случае необходимости. Эту позицию поддерживают и представители ЕС. "Цена вопроса" – прибыль украинской ГТС в размере 2-3 миллиардов долларов США.

К этому спору "Газпром", на самом деле, подошел не в лучшей форме. Вследствие ожесточенного сопротивления Дании, России не удалось достроить "Северный поток – 2". Благодаря польскому судебному иску "Газпром" потерял – по крайней мере, временно – возможность на полную мощность использовать немецкий газопровод Opal, куда "стекает" Северный поток" – что скоро приведет к вынужденному сокращению прокачки. Не удастся до конца 2019 года запустить и "Турецкий поток" – поскольку возникли задержки со строительством наземного участка газопровода через Болгарию. Судебные преграды на строительство были сняты вчера вечером – но строительство завершится вряд ли раньше конца 2020 – весны 2021 года.

Все это дает украинской стороне фактическую уверенность в том, что Россия рано или поздно будет вынуждена искать компромиссное решение, и согласится подписать контракт больше, чем на год.

Но нет сомнения и в том, что случится это событие не сегодня и даже не на назначенной на следующий месяц следующей трехсторонней встрече.

Чтобы ослабить поддержку Украины со стороны представителей ЕС, которые сейчас выступают с нами практически единым фронтом, Москва будет затягивать время до конца года – чтобы в Брюсселе зримо представили себе сценарий, по которому Украина и Россия не договорятся, а Европа останется без газа. Для большего драматизма реальный контракт будет, скорее всего, подписан где-то в январе следующего года.

Поэтому какими бы ни были перипетии этих явно некоротких и непростых переговоров, результат их, в общем, предсказуем. Рано или поздно стороны каким-то образом договорятся. Будет это трех - или пятилетний контракт, или какие-то гарантии сохранения транзита в будущем - пока сказать нельзя.

Но нет сомнения и в том, что "Газпром", вложив колоссальные средства и колоссальный политический ресурс в строительство "потоков", рано или поздно их запустит и будет вести переговоры с Украиной с позиции силы.

Очень желательно, чтобы к тому моменту в "Нафтогазе" имели какое-то достаточно четкое представление относительно будущего нашей ГТС в случае, если российский транзит таки прекратится – или, по крайней мере, станет слишком незначительным и нерентабельным.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

data-matched-content-rows-num=1 data-matched-content-columns-num=4 data-matched-content-ui-type="image_stacked"