Куда исчез миллиард прибыли с администрации морпорта

"ДС" раскрыла схему вывода денег из государственного портового оператора, который заказал дноуглубительные работы по ценам в несколько раз выше, чем во времена Виктора Януковича

Куда исчез миллиард прибыли с администра…

Администрация морпортов Украины (АМПУ) - самое прибыльное государственное предприятие страны. В 2014 и 2015 гг. чистая прибыль ГП измерялась миллиардами гривен. АМПУ аккумулирует деньги, которые зарабатывают полтора десятка государственных морских портов страны, и понятно, что такой актив не мог остаться без повышенного внимания кураторов отрасли.

В 2014 г. главой Администрации морпортов Украины стал Андрей Амелин. Формально для отрасли Амелин свой человек. В свое время он с братом основал экспедиторскую одесскую компанию "Карготранс", но по факту является человеком, прошедшим по протекции одной влиятельной персоны из окружения бывшего премьера. До прихода в АМПУ Амелин руководил ООО "Николаевский сахарный завод", чьим учредителем была Ирина Иванчук - жена нардепа от "Народного фронта" Андрея Иванчука. Последний считается серым кардиналом этой политической силы и близким другом бывшего премьер-министра Арсения Яценюка.

Новое руководство АМПУ быстро нашло простой способ потратит большую часть прибыли, которая скапливалась на счетах ГП. Согласно планам в прошлом году, которые озвучивали в Минэкономики, по итогам работы крупнейших госпредприятий за три квартала 2015 г. прибыль АМПУ должна была составить 3,35 млрд грн. Но, согласно финансовому отчету, размещенному в начале 2016 г. на сайте Мининфраструктуры, по факту прибыль ГП в минувшем году составила всего 1,51 млрд грн. Из которых треть компания заплатила государству в виде дивидендов. Как был уменьшен размер общей прибыли и, соответственно, дивидендов? По информации "ДС", осенью 2015 г. руководство ГП решило провести масштабные дноуглубительные работы в ряде морских портов, которые находятся в его управлении.

По данным "Вестника гозакупок", АМПУ заказала эти работы в ООО "Техморгидрострой Николаев". Эта фирма принадлежит местному бизнесмену Алексею Буштруку, который является учредителем еще нескольких николаевских компаний, также занимающихся дноуглубительными работами. Вопросы к подрядчику появились совсем по второму вопросу - цене, которая очень понравилась заказчику в лице государственной Администрации морпортов. На двух тендерах в июле и августе 2015 г. ведомство Амелина заказало дноуглубительные работы в акватории Бердянского и Мариупольского портов по цене 132 грн. за 1 куб. м (заказы обошлись в 290 млн грн. каждый). А в 2016 г. АМПУ заказывала такие услуги, уже исходя из расчета 179 грн. за кубометр. В феврале прошел еще один тендер на то же самые работы на сумму 712 млн грн.

Куди зник мільярд прибутку з адміністрації морпорту  - фото 1

Интернет-издание "Наши деньги" привело сравнительную таблицу, построенную на основании данных гозакупок аналогичных работ на протяжении последних лет, из которой следовало, что цены на дноуглубление образца 2015-2016 гг. в три-четыре раза выше, чем были во времена Виктора Януковича. "В 2012 году правительство Азарова утвердило проект "Реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов к глубоководным причалам порта". И именно так звучит название нынешнего конкурса. В ценах февраля 2012 года было утверждено, что выемка 14,33 млн кубометров грунта будет стоить 1,14 млрд грн.

То есть "азаровцы" планировали извлечь со дна в четыре раза больше почвы за почти то же деньги", - сказано в расследовании. На основе этой информации Центр противодействия коррупции обратился в Государственную финансовую инспекцию и предоставил дополнительную информацию о возможных нарушениях. Первый заместитель председатель Госфининспекции письмом от 28 апреля 2016 г. сообщил, что в результате проверки действительно нашли ряд нарушений. "Документация конкурсных торгов заказчика содержала дискриминационные условия. Кроме того, заказчиком не отклонены предложения участников ЧП "Инфлот-Данубис Эйндженси" (второй участник конкурса. - "ДС") и ООО "Техморгидрострой Николаев" в связи с несоответствием квалификационным критериям и условиям документации конкурсных торгов. Также ЧП "Инфлот-Данубис Эйндженси" для проведения работ планировало привлечь два морских землесоса, плавающих под флагом Российской Федерации, которые приписаны к портам этого государства. Вместе с тем ООО "Техморгидрострой Николаев" предоставило банковскую гарантию банковского учреждения, находящегося в стадии ликвидации", - говорится в заявлении Центра противодействия коррупции.

Госфининспекция по результатам установленных нарушений АМПУ предложила воздержаться от заключения договоров с ООО "Техморгидрострой Николаев", однако эти предложения глава АМПУ Амелин проигнорировал и подписал договор по итогам проведенного ранее тендера.

В самом ГП "Администрация морских портов" баснословные цены на дноуглубление, которое обойдется ему в несколько миллиардов гривен и съест большую часть чистой прибыли, зарабатываемой всей портовой отраслью страны, объясняют по-разному - и инфляцией, и ростом цен на дизельное топливо и фрахт. Однако на все это есть один контраргумент - все эти затраты за прошедшее время не выросшим в цене в три с половиной раза, как стоимость заказанных работ. Не в пользу АМПУ говорят и цены на аналогичные услуги в других госзаказчиков. К примеру, ГП "Дельта-лоцман" в октябре 2015 г. заказало подобные услуги в ГП "Укрводпуть" на 43% дешевле - по 102 грн. за куб. м.

По данным "ДС", вопрос по руководству АМПУ сейчас находится в Кабмине и СБУ, куда свои выводы весной 2016 г. Госфининспекция передала, но информации об их реакции на происходящее пока нет.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme