Фактор Коломойского: Заинтересован ли Криклий сделать МАУ банкротом

Министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что МАУ может угрожать банкротство, а в самой компании утверждают, что о таком варианте не может быть и речи. Даже наоборот, предприятие собираются снова сделать прибыльным

Фактор Коломойского: Заинтересован ли Кр…

Depo.ua собрал данные о ситуации вокруг крупнейшей украинской авиакомпании.

Итак, Криклий отметил, что МАУ имеет долги перед государством, и если она их не оплатит, то "компания – банкрот".

"Они обсуждают это с нашим предприятием "Украэрорухом". Сами инициировали этот график, уже начали выплаты. Со своей стороны, они анонсировали, что закрывают все убыточные рейсы, в основном на азиатский регион, и сконцентрируются на прибыльных направлениях, чтобы изменить свою финансовую модель", – сказал министр в интервью.

А в комментарии "Укринформу" пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая отметила, что компания оптимизирует бизнес-процессы, а о банкротстве даже не может идти речи.

"Украинские перевозчики несут ряд дополнительных расходов по сравнению с иностранными конкурентами: акциз на топливо, пошлины на ввоз авиатехники и запасных частей, необходимость облетать воздушное пространство Востока Украины, АРК и РФ. Для минимизации негативного влияния этих факторов на деятельность и финансовое состояние авиакомпании МАУ приходится действовать в рамках собственных возможностей: пересматривать финансовую политику и снижать расходы, оптимизировать в сторону сужения маршрутную сеть, закрывать некоторые направления полетов. Цель этих действий – оздоровить авиакомпанию. Поэтому никакой речи о банкротстве авиакомпании не идет и идти не может", – отметила она.

Добавила, что слова министра выглядят вырванными из контекста, ведь "вопрос задолженности является предметом переговоров", где каждый из участников заинтересован найти решение и работать в дальнейшем.

По ее словам, в МАУ сейчас сокращают частоту рейсов, а некоторые, с отрицательной рентабельностью, отменяют, пересматривают расписание и сеть маршрутов.

Новость на официальном сайте авиакомпании по внедрению программы безубыточных перелетов и действительно свидетельствует о введении антикризисного режима.

Так, с 16 ноября МАУ закрывает рейсы в Ригу, Минск и Амман (Иордания), приостанавливает воздушное сообщение между Киевом и Пекином, а количество перелетов между украинской столицей и Бангкоком сокращает до трех в неделю. Пассажирам, которые уже приобрели билеты, обещают предложить альтернативные маршруты или же, если обмен клиентов не устроит, вернуть деньги.

Неутешительные результаты

При этом председатель наблюдательного совета МАУ Арон Майберг наличие кризиса в работе предприятия отрицает.

"Я не вижу сегодня кризисной ситуации в МАУ. У нас ситуация сложная, но стабильная", – отметил бизнесмен на пресс-конференции в сентябре.

Хотя при этом пока статистика неутешительная. Ведь, например, в 2018-м году компания получила убытки в 2,7 млрд грн, что в 8,9 раз больше, чем в предыдущем году. 2019-й, по прогнозам, тоже окажется убыточным.

Причины Майберг называет те же – высокая стоимость аэронавигационного обслуживания, высокий акциз на топливо, потребность облетать оккупированные украинские территории и Россию. К тому же, именно в 2018 году компания докупила три мощных самолета.

Что с долгом

При всем этом долг "Украэроруха" для МАУ – совсем не новость. Это своего рода классика жанра авиационных разборок.

Еще в 2012-м государственная компания в официальном релизе жаловалась, что "Задолженность авиакомпаний "Аэросвит" и "МАУ" за аэронавигационное обслуживание стала критической". В компании констатировали, что долг МАУ на указанный момент составляет свыше 66 млн грн.

"Авиакомпании охотно спекулируют темой стоимости аэронавигационного обслуживания, которое осуществляет "Украэрорух", чтобы отвлечь внимание общественности от чрезмерно завышенных цен на авиабилеты при внутренних перелетах. Так смещают акценты с небрежного хозяйствования как причины своих финансовых проблем на поиски виновных. А под угрозой прекращения "Украэрорухом" аэронавигационного обслуживания из-за долгов авиакомпании прибегают к проверенному методу прикрываться интересами пассажиров", – говорилось в сообщении.

Кроме того, добавлялось, что "недопустимо использовать государственное предприятие как кредитное учреждение для частного бизнеса".

При этом в 2019-м долг еще более впечатляющий.

"На сегодняшний день МАУ задолжали, и переданы в суд иски на сумму около полмиллиарда – 476 миллионов гривен", – рассказала руководительница юридической службы государственного "Украэроруха" Елена Карнаух в конце весны журналистам программы "Схемы".

Впрочем, президент МАУ Евгений Жихне подчеркнул, что в основе спора – вопрос существенно завышенных ставок на аэронавигацию, руководство компании уже несколько лет обращается к власти с просьбой снизить ставки, хотя его не слышат.

Возможно ли банкротство

Банкротство авиакомпаний – увы, не редкость для мирового рынка. Даже в текущем году обанкротилась авиакомпания Germania, пояснив финансовый крах резким повышением цен на газ. А в октябре 2017-м эта же судьба постигла Air Berlin – тогда второго крупнейшего игрока на рынке Германии.

А вот государству форсировать процесс явно невыгодно, ведь выход компании с рынка создаст целый массив глобальных проблем. Не выход и национализировать компанию, как ранее сделали с "ПриватБанком".

Во-первых, еще одной судебной тяжбы с участием Игоря Коломойского Украине могут просто не простить кредиторы. В СМИ уже пишут, что МВФ приостановит программу помощи из-за опасения, что украинской власти не удастся вернуть миллиарды, выведенные, в том числе, из "ПриватБанка". Во-вторых, даже западные СМИ намекают на тесные отношения между Зеленским и Коломойским.

"Господин Зеленский пришел на должность, обещая атаку на хроническую украинскую коррупцию и олигархов, которые находятся не под контролем. Поэтому отношение к его отношениям с господином Коломойским – как к чувствительному барометру его искренности и способности соблюдать обещания", – в частности, пишет New York Times.

Поэтому публичный конфликт между президентом и олигархом может не на шутку смутить иностранных инвесторов.

Тем более, что власть вряд ли решится обременить государственный бюджет убыточным проектом и направлять на себя волны негатива и многочисленные судебные иски в случае возможных перебоев в работе. То есть, госпожа Сацкая, кажется, права в том, что переговоры и мирное разрешение конфликта пока выгодны и перевозчику, и государству.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme