"Амнистия" для "евроблях": Почему власть не может договориться с "литовцами"

Владельцев авто на еврономерах обвинили в том, что они не хотят "амнистии"

"Амнистия" для "евроблях": Почему власть…

Общественная организация "Авто Евро Сила", которая представляет интересы владельцев авто на еврономерах, продолжает проводить свои акции с автопробегами в городах, открывать новые центры в городках и настаивать на доступной растаможке машин. В воскресенье, 4-го февраля, они митинговали в Киеве - акция совпала с протестным шествием и выступлением Саакашвили, из-за чего апатрид даже поссорился с "литовцами". Мол, их проплатила власть, чтобы они мешали ему. На это лидер "Авто Евро Силы" Ярошевич ответил, что акция его организации планировалась давно и готовилась несколько месяцев.

Впрочем, на Саакашвили дело не закончилось. Член комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат от фракции "Народный фронт" Вадим Сидорчук поведал некоторые детали из переговоров по поиску компромисса с "литовцами" и разработке соответствующего законопроекта, который должен урегулировать проблему с растаможкой в Украине "евроблях".

По словам Сидорчука, на одном из последних заседаний прозвучало предложение главы комитета о снижении сборов для владельцев авто на европейских номерах в пределах 20-30%. Это так называемая разовая амнистия для "евроблях", чтобы они прошли регистрацию в Украине. Но это предложение не было одобрено владельцами таких авто, которые якобы продолжают настаивать на отмене каких-либо отчислений в бюджет для регистрации авто и снижении ввозных пошлин. Следующее заседание Комитета пройдет сегодня, и там опять будет подниматься этот вопрос.

Что предшествовало этому

Конфликты "евробляхеров" и власти начались давно. Организация "Авто Евро Сила", которая объединяет их и оказывает юридическую поддержку, осенью организовала массовую акцию перед стенами Верховной Рады.

"Бляхеры" заблокировали улицу Грушевского, требуя существенно ослабить налоговое давление на ввоз импортных подержанных автомобилей. Тогда якобы была достигнута договоренность, что представители власти и общественные активисты совместно разработают приемлемый для обеих сторон проект закона. Впрочем, в "Авто Евро Силе" поначалу открещивались от договоренностей. А глава парламентского комитета по налоговой политике Нина Южанина сразу после сентябрьской акции "бляхеров" говорила, что перерегистрация на украинские номера уже ввезенных в Украину легковушек с иностранной регистрацией обойдется их владельцам в 1-1,4 тыс. евро. В октябре Южанина заявила прессе, что депутаты подготовили соответствующий законопроект, который должен решить проблему, но его концепция отличается от той, о которой говорили с владельцами авто сразу после акции.

10-го ноября "Авто Евро Сила" провела очередные малочисленные пикеты, теперь подразделений Государственной фискальной службы во многих городах Украины. Причина банальная - конфликт с фискалами. "Бляхеры" жаловались на нарушения, присутствие в машинах патрульной полиции, которая останавливает их на дорогах, и попытки внести их в базу данных с целью выписывания штрафов, и так далее.

Что касается штрафов - они действительно случались значительные. Например, летом 2017-го было решение Киевского Апелляционного административного суда по отношению к владельцу Audi A4 на польских номерах, согласно которому он был оштрафован на 443 тыс. гривен.

Этому жителю Черкасс тот же суд "впаял" более 1,5 млн гривен за нерастаможенный Mercedes-Benz E320 на литовских номерах. Оба решения были мотивированы тем, что граждане Украины совершили противоправные действия, так как лично не ввозили автомобиль на украинскую территорию. Есть часть 4 статьи 380 Таможенного кодекса Украины, в которой сказано, что временно ввезенные транспортные средства личного пользования могут использоваться на таможенной территории Украины исключительно гражданами, которые их ввезли в страну. Украинцы же удачно пользуются лазейками в законодательстве, которые позволяют массово завозить нерастаможенные Б/У автомобили из Европы, стоящие в разы дешевле, чем в Украине, не платить пошлины и кататься по нашим дорогам. Машины, к слову, и действительно дешевле. Golf IV 2002-го года там можно купить за $1,5 тыс., а у нас найти за $5-7 тыс.

Случались и более жесткие решения - Приморский суд Одессы оштрафовал владелицу автомобиля Cadillac Escalade 2007 года выпуска с литовской регистрацией на сумму уже в 3 млн грн.

Лидер "Авто Евро Силы" Ярошевич в одном из своих видео говорил, что такие действия являются прессингом.

Кроме этого, ГФС обратилась к Таможенному департаменту Литвы с просьбой провести расследование относительно законности ввоза на территорию Украины автомобилей, зарегистрированных в Литве.

После этого передовые украинские СМИ опубликовали информацию, что по данным таможенного департамента Литвы свыше 59 тыс. автомобилей были вывезены из Литвы в Украину в обход существующих законодательных норм и там начнут действовать. Первоисточником стала статья в деловом издании Литвы "Verslo žinios", в которой говорится о том, что литовские таможенники сообщают украинским коллегам о реальных владельцах авто, и всего за 2016-й год на территорию Украины, по данным наших таможенников, заехали 712 600 авто из разных стран.

Также были слухи о том, что в результате этого расследования могут быть закрыты фирмы, на баланс каких ставятся "бдяхи" и якобы сотрудниками которых являются украинцы (одна из схем ввоза), а на их учредителей ожидают наказания и штрафы.

Тот самый Ярошевич записал несколько видеообращений, в которых объяснил, почему Литва на самом деле не будет выдавать информацию и не начнет борьбу с "бляхерами". Мол, такие данные являются конфиденциальными, и если бы Литва так просто передавала информацию, никто бы бизнес в стране не вел...

Законопроект с решением

В прошлом году появился законопроект №7286 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения".

Кроме нововведений от главы МВД Авакова, которые должны увеличить полномочия полицейских, в заключительных положениях можно было увидеть пункт, в котором говорится о том, что транспортные средства, временно ввезенные на территорию Украины более чем на 90 дней, нужно будет регистрировать.

"Установить, что транспортные средства личного пользования, временно ввезенные на таможенную территорию Украины более чем на 90 дней, в течение десяти рабочих дней с момента такого ввоза подлежат государственной регистрации без изменения регистрационных документов и номерных знаков страны их регистрации, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины", - говорится в проекте Закона.

Если бы его все-таки приняли, то у Кабмина было бы три месяца со дня вступления в силу Закона для обеспечения принятия нормативно-правовых актов, необходимых для его реализации. Но информации о суммах, пошлинах и прочих сборах в нем не было. Сейчас законопроект находится на доработке.

Чего хотят "бляхеры"

Требования владельцев авто на еврономерах - радикальные: отменить требование Евро-5 на б/у автомобили (растаможить можно авто не старше 2010 года), а также взимание акциза и пошлины при ввозе подержанного авто в Украину. Сейчас налоги установлены на таком уровне, что легализация в Украине импортного авто может стоить в несколько раз дороже самого авто.

"Евробляхеры" приводят пример с растаможкой "Запорожца", который купили в Украине и растаможили в Польше, получив польские номера за $250. В Украине, мол, такая процедура стоила через суд $3000

Какие сейчас нормы

С 1 января 2018 года в Украине заработали новые нормы в отношении импорта товаров из Европейского Союза, в том числе на автомобили. Ставки должны снижаться с каждым годом, пока не обнулятся полностью.

Бензиновые:

- с рабочим объемом не более 1000 см3 - 6,3% от таможенной стоимости (в 2017 в рамках УВЗСТ было 7,5%);

- с рабочим объемом более 1000 см3, но не более 1500 см3 - 7,3% от таможенной стоимости (было 8,2%);

- с рабочим объемом свыше 1500 см3, но не более 2 200 см3 - 5% от таможенной стоимости (было 7,5%);

- с рабочим объемом более 2 200 см3, но не более 3000 см3 - 5% от таможенной стоимости (было 7,5%);

- с рабочим объемом более 3000 см3 - 5% от таможенной стоимости (было тоже 5%).

Дизельные:

- с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1500 см3 - 7,3% от таможенной стоимости (было 8,2%);

- с рабочим объемом свыше 1500 см3, но не более 2500 см3 - 7,3% от таможенной стоимости (было 7,5-8,2%);

- с рабочим объемом цилиндров двигателя более 2500 см3 - 6,3% от таможенной стоимости (было 7,5-8,2%).

Для владельцев электрокаров - пошлина нулевая.

Кроме этого нужно уплатить 20% НДС, 3% в пенсионный фонд и акцизный сбор. С 1 августа 2016 года в Украине начал действовать закон 3251, снизивший акциз на подержанные авто от 2 до 28 раз. Для этого машина должна соответствовать стандарту "Евро-5". Он зависит от возраста, типа топлива и объема двигателя. Сниженный акциз будет действовать исключительно до 31 декабря 2018-го.

Например, покупая в Литве авто за 4 тыс. долларов, не старше 2010 года, с двигателем 1.6, оно в итоге обойдется почти в $5,8 тыс. в Украине. НДС - в $966, пошлина - $292, акциз - в $538 и $145 налог в пенсионный фонд.

Почему найти компромисс не получается

Власти, похоже, предлагает всем владельцам авто на еврономерах, которые уже заехали в Украину, независимо от возраста машины, растаможить своих "коней". Для этого даже пошлина и акциз могут снизить на 20-30% разово. Но "евробляхеры" настаивают на европейских правилах, вспоминая о том самом "Запорожце", а также требуют отменить навсегда норму Евро-5. Сейчас растаможка условного авто из ЕС (Евро-5) за $250 с двигателем 1,6 будет стоить $718, в несколько раз дороже самого авто.

Власть можно понять, учитывая, что против "евробляхеров" мощные бизнесмены, представители автомобильной отрасли, владельцы автосалонов и так далее. Также играет свою роль то, что другие водители, которые платили все пошлины, будут в проигрыше, если "евробляхерам" сейчас позволят легализоваться без них.

Что будет дальше - вопрос открытый. А пока компромисс отсутствует, авто на еврономерах продолжают кататься городами.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme