ВНО для учителей: Зачем экзамены педагогам

Уже с 2019-2020 учебного года планируется внедрение ВНО для учителей

ВНО для учителей: Зачем экзамены педагог…

Об этом глава МОН Лилия Гриневич рассказала в интервью УНИАН, передает Depo.ua.

Сначала сертификация будет добровольной. Учителям, которые пройдут испытания, обещают 20% надбавку к зарплате. Впрочем, появятся и дополнительные обязанности - делиться профессиональным опытом с другими учителями.

"Таким образом мы хотим выявить лучших учителей, которые должны быть носителями практик НУШ (Новой украинской школы - ред.)", - объясняет Гриневич.

Сертификация будет включать ВНО по нескольким предметам - тому, который преподает учитель, методике преподавания, возрастной психологии, а также относительно мониторинга его работы. Сертификация автоматически засчитываться как аттестация, а со временем полностью ее заменит.

"Это будет так, как когда вводилось ВНО для детей: в течение нескольких лет оно было добровольным, отрабатывалось, очень хорошо налаживался механизм - и только после того мы ввели его на национальном уровне", - акцентирует министр.

УЧИТЕЛЬСКИЕ ПРОБЕЛЫ

Для некоторых регионов нововведение - не такая уж и сенсация. Например, в Чернигове экзамены для учителей устраивают уже два года, пишет ТСН.

Их берут на работу только после написания диктанта и контрольных по профильным предметам. При этом взять школьный минимум для некоторых проблематично - например, написать на отлично диктант по украинскому не смог ни один кандидат. А с математической контрольной справилась лишь половина.

Однако результаты такого ВНО для учителей ошеломляют. Диктант по украинскому языку - ни одной оценки "отлично". Дальше прошли только два из 18 претендентов. Контрольную по математике осилили семь из 15 учителей. А по физике вообще получают семь и менее баллов.

Два года сдавали ВНО и учителя Буковины. Директор Департамента образования и науки Черновицкой ОГА Оксана Палийчук отметила в интервью телеканалу "Черновицкий луч", что экзамены продлятся до введения сертификации. Учительское ВНО-2017 показало, что только 15% педагогов знают свой предмет на отлично.

"Четыре педагога сдали тесты на ноль. Пять учителей получили от одного до трех баллов, и лишь 56 сдали на отлично – от 10 до 12 баллов. Каждый третий педагог сдал тестирование на уровень тройки по пятибалльной системе оценивания. Это – недопустимые результаты. Ведь учителя выполняли те же задания, что и дети", - отметила Оксана Палийчук.

Правда, из-за посредственных успехов и публичного объявления результатов в сети разгорелся скандал. Некоторые заявили, что такая практика и, собственно, сама Палийчук "унижают педагогов".

Педагоги даже устроили пикет с требованием уволить директора департамента.

Мол, и как после слов чиновницы к ним будут относиться дети...

Кое в чем ситуация двусмысленна. Ведь сейчас на Буковине результаты тестов действительно стали "доской позора". Трудно представить, что все возмущенные педагоги, узнав свой посредственный уровень знаний, садятся за учебники и начинают пыхтеть над самообразованием.

Тем более, что в эру Интернета задача учителя не столько все знать, сколько уметь найти нужную информацию, а главное - объяснить учащимся все нюансы. С другой стороны, ситуация, когда в ответ на вопрос ученика педагог берет паузу и предлагает "Давайте погуглим вместе", выглядит курьезной.

Вступительное тестирование при приеме на работу или во время периодического среза знаний - практика нормальная. Ведь в эру, когда офисные клерки привыкли к собеседованиям в несколько этапов, учителя не должны быть исключением. Но хотя зарплату педагогам не так давно повысили, суммы не выглядят заоблачными. Например, молодой специалист без категорий и надбавок получает от 6,5 тыс. грн. И хотя недостатка в учителях пока нет, в очереди на вакантные должности тоже не стоят. Большинство молодежи пытается подтянуть знания и устроиться в платные школы или идут в бизнес.

Поэтому, если в черниговском варианте недостаток знаний якобы может стать поводом не пройти собеседование, возникает проблема: кем же заменить невежественного претендента... Итак, очевидно, что сертификация должна быть не карательным, а больше информативным и мотивационным инструментом.

И концепт проверки, похоже, имеет именно такой акцент. Коллег, которые забыли школьную программу, будут подтягивать сертифицированные коллеги. Станут ли +20% к зарплате мотивацией для такого коучинга, - неизвестно, но уже сейчас в МОН работают над возможностями профессионального совершенствования.

В частности, педагогов по иностранным языкам будут учить тренеры, которые заканчивали специальные программы, организованные Британским Советом, Французским посольством, Goethe-Institut. Разрабатываются очные и дистанционные курсы по другим предметам. Остается одно - создать педагогам мотивацию учиться...

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme