"Евробляхеры" и военное положение: Что власти делать с блокированием границ

"Евробляхеры", "пересекальщики" и разного рода борцы "за все хорошее против всего плохого" перекрывают границы на Западной Украине

"Евробляхеры" и военное положение: Что в…

Практически за месяц до новогодних праздников Украина входит в режим турбулентности. С одной стороны, "со скрипом" Верховная Рада проголосовала за бюджет на следующий год, чем открыла дверь такому необходимому кредиту МВФ в $3,9 млрд. С другой - проблемы с отоплением в регионах, а также акции протеста владельцев авто с иностранной регистрацией, которые уже вторую неделю перекрывают дороги, международные трассы и пункты пропуска на границах, агрессия России в Азовском море расшатали стабильность страны.

Вчера вечером Петр Порошенко созвал военный кабинет СНБО из-за взятия россиянами в плен трех наших военных кораблей в Азовском море, что сопровождалось стрельбой и ранением шестерых наших моряков. По его итогам сегодня на внеочередное заседание ВР, которое председатель парламента Андрей Парубий созвал на 16:00, выносится вопрос введения в Украине правового режима военного положения.

Гораздо раньше, в 9:00 ОО "Доста Закарпатья", которая объединяет борцов "за все хорошее и против всего плохого" анонсировала всеукраинскую акцию неповиновения. Они будут перекрывать КПП "Тиса", "Убля", а также в 10:00 должны прийти под ОГА в Ужгороде, где уже недавно жгли шины.

В целом в Госпогранслужбе вчера сетовали на сложную ситуацию на пунктах "Устилуг" и "Ягодин" в Волынской области, "Рава-Русская", "Шегини", "Краковец" во Львовской и "Малый Березный" в Закарпатской. Там везде протестовали и перекрывали дороги "евробляхеры".

Протесты начались не сегодня и не вчера. На минувшей неделе эти активисты перекрывали международные трассы по Украине, включая Киев - Чоп. Тогда большинство из блокад организовывала "Авто Евро Сила". Вчера же лидер этой организации Олег Ярошевич открестился от акций на пунктах пропуска западных границ, хотя и признал, что морально он с протестующими. Последние выражают несогласие с подписанным Петром Порошенко и вступившим в действие законом с новыми правилами растаможки авто на еврономерах и штрафами за его нарушение.

Читайте также: "Евробляхи" в законе: Сколько украинцам будет стоить растаможка авто.

Но кроме этого сторонники "Доста Закарпатья", которые выходят на блокирование дорог, выступают с требованиями сокращения цен на топливо, тарифов на отопление, "человеческих цен" на дрова и, конечно же, отмены новых правил растаможки "евроблях". Мотивация простая - все выше перечисленное - слишком дорогое. Растамаживать условную 15-19 летнюю машину, купленную в Польше за 2000 долларов, практически за такую же сумму с акцизом, пошлиной и другими налогами по новой формуле они не хотят. А зарабатывать на ней, таксуя и не платя налоги за ввезенную машину, конечно же хотят.

Кое-кто в соцсетях уже связывает деструктивные акции "евробляхеров" на дорогах с Россией, которая заинтересована в дестабилизации ситуации в Украине. Мол, очень странно совпали одновременно и кризис с отоплением в регионах, и перекрывание дорог, и агрессия Кремля в Азовском море. И в этой истории есть кое-какие логичные вещи, которые власть должна была предусмотреть.

1. Порошенко подписал законы №8487 и №8488, которые легализуют ввезенные с нарушением таможенного и налогового законодательства автомобили с европейскими номерами, 23 ноября. Просил не протестовать и говорил, что уплаченные налоги пойдут на пенсии. Вот только таможня к такому быстрому внедрению новых правил не была готова. Согласно изменениям в таможенном оформлении транспортного средства, въезд резидента на "евробляхе" в Украину в режиме временного ввоза или транзита был возможен исключительно при условии уплаты таможенных платежей или задатка на пункте пропуска. При выезде или растаможке сумма бы возвращалась или учитывалась. Нерезидент может ехать без платежей.

Сумма для резидента зависела от стоимости машины. Ее оценивает "тарифный сотрудник" таможни. И тут начинается настоящее безумие. Новые правила вступали в силу с 00:00 25 ноября. "Тарифные сотрудники" таможни в это время не работали. Людям, которые хотели заехать ночью, нужно было ждать минимум 12 часов на границе, даже имея необходимую сумму для уплаты в карманах, чтобы заехать в Украину. Стоит ли отдельно писать, что это абсурд и идиотизм?

2. Большинство людей оказались банально не готовы к новому закону. Они не знали, как будут работать изменения. И власть почему-то не сделала никаких усилий, чтобы провести разъяснительную работу хотя бы через СМИ. Из-за этого на таможне начали протестовать, в том числе и люди, у которых не было наличных средств для таможенных платежей, чтобы завезти машину. Я уже не говорю о том, что на места блокад должны были бы выехать чиновники, местные или из Киева. И поговорить с людьми. Да-да, поговорить, по крайней мере попробовать. А не маркировать всех как "руки Кремля" - это же проще, конечно, но менее эффективно. Лучший способ - дать людям возможность выговориться. Чиновников бы обматерили, но эмоции немножко бы улеглись.

3. Большое количество людей, которые сейчас перекрывают пункты пропуска, - это так называемые "пересекальщики". Которые каждое утро гоняют сигареты и другие товары на продажу в ЕС, а вечером возвращаются на "евробляхе" домой. И выезжают за границу каждые день-два. И вот они не рады тому, что также должны уплатить кругленькую сумму (часто несколько тысяч долларов) на таможне. К протестующим добавляются владельцы грузовых автомобилей, бусов, которые занимаются перевозками товаров. "Народная правка" относительно летнего моратория на уплату пошлины за такие машины была отклонена Комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики при разработке законов о растаможке "блях". Теперь шары для них также не будет. А они, конечно же, хотели гонять товары на более дешевых фурах, еще и без растаможки. Добавляются к ним и обычные контрабандисты. Особенно забавными выглядят требования "бляхеров" на Закарпатье дешевых дров. Тех дров, которые сами же закарпатцы гоняют в Европу часто по серым схемам, незаконно вырубая леса для местного криминалитета. Все эти люди так или иначе были бы недовольны изменениями, потому что новые правила растаможки (да и подорожание жизни вообще) напрямую бьют по их кошелькам. Единственное, что могла сделать власть в этой истории, это попробовать провести разъяснительную работу и создать удобные условия на таможне, чтобы хотя бы не гневить людей еще больше.

4. Блокировщики дорог нарушают статью 279 УКУ. И за это им грозит административная и уголовная ответственность. Министр внутренних дел Арсен Аваков на прошлой неделе уже намекнул, что полиция может использовать силу для разблокирования автодорог. После этого "Авто Евро Сила" собственные акции свернула и сейчас вышла из протеста. То же самое нужно сделать на Западной Украине, где народ сегодня настроен радикально.

Если будет введено военное положение по всей территории Украины, то государство так или иначе будет вынуждено применить силовые сценарии. Акции "бляхеров" будут под запретом.

Есть ли в этой истории российский след? Мы не знаем, кто финансирует общественные организации, которые организуют акции. Возможно, ушки и потянутся в Москву. Учитывая украинский опыт, на большие митинги людей часто стимулируют для участия за деньги. Но ситуация с перекрыванием дорог визуально и внутренне несколько иная. Их перекрывают люди, которые будут терять собственные средства в связи с действием новых законов. Кто-то будет вынужден выложить несколько тысяч долларов, чтобы продолжить таксовать на "евробляхе", или же сдать авто на разборку. Кое-кто не сможет бесплатно, не уплатив пошлин, кататься каждый день в Европу и обратно с сигаретами. У отдельных пригонщиків "евроблях" возникнут проблемы с "бизнесом" из-за прикрытия серых схем с "верблюдами" и другим завозом таких авто. Кое-кто потеряет на "еврофурах", за которые придется заплатить. Настроения подогреваются также отдельными тарифными темами и подорожанием жизни.

И это необходимо пережить, потому что государство законодательно устанавливает нормальные, экономические правила, которые нужны для наполнения бюджета и обеспечения его расходов. Создана фактически прозрачная схема растаможки машин из Европы. А то, что владельцы "еврономеров" не хотят ничего платить, - это логично. Им было бы проще и дальше ездить на европейских номерах. Только потому, что это дешевле для их кармана. Уважения к законодательству от них ожидать бесполезно, так как они перекрывают дороги, нарушают УК и не очень переживают в связи с этим.

Но Россия откровенно заинтересована в ситуации нестабильности, которая воцарилась в Украине. И даже продвигая требования, продиктованные собственным кошельком, "бляхеры" подыгрывают россиянам, сами того не понимая или не желая.

Что делать властям?

В этой ситуации давно нужно было по крайней мере поговорить с людьми напрямую на местах или же применить законное право на применение силы. Но такой сценарий - рискованный из-за возможных локальных акций протеста. Новый Майдан из-за "бляхеров" не соберется. Но в регионах они могут наделать шума и даже ударить по рейтингам президента Порошенко, в частности во время выборов.

Военное положение сегодня может стать поводом к добровольному свертыванию блокировщиками собственных протестов. Оно, если Рада даст добро, планируется на 60 дней. А там и кипение уменьшится, и таможня втянется в работу, и растаможка по сниженному акцизу понемножку пойдет.

Главная задача для власти сегодня - утихомирить протесты в регионах и сконцентрироваться на внешней агрессии России в Азовском море, работе по внедрению санкций и на переговорах с Западом о поддержке. Главное, чтобы работа велась разумно, что, впрочем, у наших чиновников бывает редко.

Но стоит подытожить, что избежать протестов "бляхеров" на границах власть не могла. Из-за прослойки людей, привыкших не платить налоги, которые от них теперь будут требовать.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme