#ЯНеБоюсьСказать... "жопа": Что говорит об украинцах наша национальная ругань

Автор нашумевшего флешмоба #ЯНеБоюсьСказать, Анастасия Мельниченко собирает украинские высказывания про жопу. Оказалось, что их в нашей ругани гораздо больше, чем о, скажем, половых органах. Какие из этого можно сделать выводы?

Анастасия Мельниченко – общественная активистка, волонтер, автор интернет-акции #ЯНеБоюсьСказать (это когда пользователи "Фейсбука" рассказывали о пережитом опыте насилия), председатель ОО "STUDENA". Занимается психосоциальной адаптацией ветеранов АТО, направлением и мобилизацией общин, учит людей отстаивать свои права и развивать гражданское общество.

Источник: Facebook/Анастасия Мельниченко

А еще она с 11 лет записывает украинские высказывания про жопу. Интерес к такой, якобы "некультурной" теме Насте привила бабушка Нина Даниловна, которая красиво и мастерски ругалась, приправляя свою речь именно таким словом.

"Мои штаны шаровары, вы же меня уважали, я вас обосрал" - одно из любимых Настиных выражений.

"Бабушка потом меня упрекала, что ей пенсию урезали - скорее всего потому, что я ее так на всю Украину прославила, когда дала вирусное интервью для одного издания - рассказывает Настя. - Сейчас она, кстати, перестала употреблять эти слова, лелеет чистоту языка и, кажется, даже стесняется сказать что-то не то. Мне очень жаль".

В настоящее время в коллекции Анастасии уже больше трех сотен высказываний о жопе и она постоянно пополняется новыми перлами – их теперь присылают со всей Украины. Из свеженького: "Валькина корова срала, а на Маньку капля упала" - это аналог "Родственники через дорогу вприсядку" - когда родство настолько далека, что его невозможно отследить.

ПОЧЕМУ У НАС ВСЕ ЧЕРЕЗ ЖОПУ

- У нас брань, связанная с интимными частями тела, сосредоточена именно на жопе и результатах дефекации, тогда как у наших не братьев россиян – с гениталиями. Как думаете, с чем это связано? И какие из этого можно сделать выводы о нас?

- Такая у нас культурная особенность. Известно, что есть три вида брани: сквернословие, про гениталии и секс, и про жопу. Тема гениталий и секса была табуирована, тема Бога – у нас люди набожные, а жопа это интимное, но и такое, о чем еще можно шутить.

Я встречала только одно выражение про жопу, когда к этому примешивалось богохульство "Насру твоей матери в пасхальный платок" и это очень сильно выбивалось из общей тенденции.

- Можно ли говорить, что украинцы, согласно стадиям психосексуального развития по Фрейду, находятся на стадии анальной фиксации? Судя по нашей ругани. Как вы считаете?

- Я думаю, что иногда банан - это просто банан...

У нас тема интимных отношений была табуирована настолько, что напридумывали невероятных эвфемизмов: Ирина Игнатенко в книге про мужское и женское тело описывает, какими словами называли половые органы и секс. Эти всякие "сковородочки" и "кузнечики" - кто бы когда-нибудь вообще догадался, что это оно. Я теперь не могу слушать украинские песни спокойно, потому что становится страшно – будто такая нейтральная песня, а оказывается она о сексе (смеется).

- То есть украинцы – стеснительная нация, можно сделать такой вывод?

- Судя по тому, что они вытворяли – отнюдь не застенчивая.

У наших предков были немножко двойные стандарты - например, женщине во время месячных нельзя было ходить в церковь. Но, если повязать на пояс под рубашку нить определенного цвета или осуществить еще какой-то ритуал, тогда в церковь можно, Бог не увидит.

Так и здесь, думаю, эти эвфемизмы не из-за того, что украинцы были застенчивыми, просто им казалось, что если все "постыдное" завуалировать, то все нормально, Бог не увидит.

Источник: Facebook/Анастасия Мельниченко

- Может, в чем-то оно и сейчас у нас проявляется: даже реклама каких-то там йогуртов построена на сексе, но сказать "член" или даже "жопа" на людях это слишком. Немного ханжеское общество

- Да, согласна.

- Настя, а вы согласны, что женщина без сраки — як село без церкви?

- (Смеется) Вообще я за разнообразие тел, но мне очень нравятся красивые попы.

ПОСЛЕ #ЯНеБоюсьСказать НАСИЛЬНИКИ будут БОЯТЬСЯ БЫТЬ РАЗОБЛАЧЕННЫМИ

- С какими чувствами вы начали этот флешмоб?

- В июле прошлого года какой-то человек в Интернете описал момент, когда он нашел пострадавшую от сексуального насилия девушку, оказал ей помощь, а в конце дописал, что "Не надо девушкам ходить ночью по самым темным улицам". Меня возмутило то, что ответственность за сексуальное насилие перекладывают на жертву. Я написала очень эмоциональный пост, где объяснила моему "оппоненту", в чем он не прав. Придумала хэштег и призвала людей к определенным действиям.

Последовала реакция, похожая на лавину: люди, сначала с Украины, потом из России, Казахстана, Беларуси, англоязычных стран, начали делиться пережитым опытом насилия.

- Были противники того, чтобы рассказывать про свой травматический опыт, мол, это вроде как эксгибиционизм. По вашему мнению, почему они были против?

- Думаю, это от страха. С одной стороны, человек, возможно, сам это переживал и он еще не может переступить через свою травму, поэтому старается обесценить опыт других, мол, все это ерунда и ничего страшного не происходило. Таким образом он пытается обесценить и свой собственный травматический опыт.

Это с одной стороны. А с другой, человек мог обесценивать рассказаное в #ЯНеБоюсьСказати ибо он сам является насильником. Человеку страшно, что доберутся и до него, он будет разоблачен, и он осуществляет превентивный удар, обесценивая опыт других жертв.

По крайней мере были случаи, когда человек, публичная личность, который обесценивала рассказы других, оказался героем нескольких историй, о которых шла речь в рамках этой акции. Когда это всплыло, стало понятно, почему именно он так отзывался. Ему было очень страшно, что кто-то назовет его имя, ибо тогда его карьере и имиджу пришел бы каюк.

Я надеюсь, что в дальнейшем люди, склонные к насилию, будут задумываться, что они могут быть разоблачены в любой момент. Если раньше жертва насилия боялась говорить, теперь появился мощный опыт, когда люди заговорили, они были приняты, в целом одобряемые обществом и получили поддержку, в которой нуждались.

Теперь насильники будут бояться быть разоблаченными.

Источник: Facebook/Анастасия Мельниченко

- Как вы оцениваете результаты флешмоба? Что это дало?

- Тема вышла в публичное пространство, об этом начали говорить, пошатнулось понятие нормы, потому что раньше нормой считалось, во-первых, что про такое нельзя говорить, а во-вторых, что у нас насилия нет, что все это выдумки проклятых грантоедов, которые придумывают проблемы. Тему сексуального насилия начали обсуждать, люди, которые его испытали, перестали бояться говорить об этом публично. Как по мне - это большое влияние.

- А что это дало лично вам?

- Раньше я была девочкой-сракой, теперь я стала девочкой ЯНеБоюсьСказать. Я получила возможность писать книги - я очень долго об этом мечтала, но не удавалось достучаться до издателей, а теперь наконец издала книгу. Работая над ней я поняла, что это будет самая откровенная книга для подростков из всех, что когда-либо издавались в Украине. Потому что есть очень много вещей, о которых нам в детстве не рассказывают. И когда эти вещи с нами вдруг случаются - мы оказываемся совершенно не готовыми к ним.

Была расширена тема определенных компетенций - раньше я не занималась темой насилия, почти год пыталась дистанцироваться от этого, но когда увидела, что есть мощный запрос и люди видят во мне специалиста (хотя я не являюсь специалистом в этой сфере), я начала давать лекции, консультации и включилась в эту тему как активистка.

- После выхода книги (21 мая на "Книжном Арсенале" презентовали книгу Анастасии Мельниченко "#ЯНеБоюсьСказать") вас обвиняли в том, что вы все это только ради нее и сделали. Вы спрашивали согласия у авторов этой истории на публикацию?

- Это не были истории, которые люди публиковали в рамках флешмоба – я бросила клич о том, что пишу книгу для подростков и собираю истории, которые произошли в подростковом возрасте. Попросила присылать их мне в личные сообщения, что будет означить согласие на публикацию в книге.

- Кстати, в контексте защиты от насилия, как вы относитесь к праву на огнестрельное оружие для рядовых граждан?

- Я полностью это одобряю

БОНУС

НАРОДНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРО ЖОПУ, СОБРАННЫЕ АНАСТАСИЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

- Как говорил старик Николай: хуй до пола, жопа голая.

- Так хорошо все делал, делал, а на конец - говном запечатал. (Тернопольщина)

- Камня синего, говна гусиного, кружку воды, перднуть туда. (Житомирщина)

- Я таких как ты, десять в жопе намацывала. (Говорят, когда кто-то хвастался)

- Загадка: "Что то такое вокруг сраки? Разгадка -муха.

- Как есть, то в жопе весело, а как нет - то жопа немая. (Записано в с. Серники Перемышлянского района Львовской области).

- Его срал пес и мошки. (Говорят, когда что-то прошло безрезультатно). (С. Илов, Николаевский р-н Львов обл).

- Гойда-гойда, папа батяр, мама - фойда. (Потаскуха) - колыбельная, (с. Илов, Николаевский р-Н Львов. обл).

- "В жопу пьяный, на жопе сидит, в жопу заглядывает. Кто? (Ответ - ямщик или кучер)" (Львовщина)

- Борщ без мяса - это суп, мужик без усов - это задница! (Львовщина)

- До задницы такая задница, что пердит не смердит! (Львовщина)

- По папе мозоли, мы купили "Жигули", чуть едем, чуть пихаем, но папу в жопу имеем".

- Гудят гудки, бегут жидки, пожалуй, к труду?! - а нам в жопу!

- Жопа горела - мака не ела ,а когда наелась то расселась.

- Срака банька, Гриша Паранька -задница зонт.

- Пес сере и неровно кладет, потому что в жопе глаз не имеет.

- Наши бздинки - как малинки (Сумская область).

- Сри-перди-здрасте (встретить неприятную человека) - (Сумщина).

- Не показывай мужчине всей сраки, только половинку (то есть будь мудрее) (Мелитополь).

- Я пойду гулять, а ты, срака, борщ вари.

- Были у матери дети: Уси, Руси, Катя, Хом (Виннитчина).

- Загорелись в жопе говно - то есть очень захотелось (Сумская область).

- Как пошла пизда напроеб, то все старцы переебли". (Сумская область,Кролевецкий р-н, с.Зазирки) - о женщине, которая совершила моральное преступление...

- Любимый - сеном набит, палочкой подперт на жопе растерзан. (Харьковщина).

- Поможет как сухой жопе пепел - это про какие-то неэффективные лекарства (к сухой сраке пепел не пристает) - (Винницкая область, Погребищенский район, село Кур'янц).

- Под беленьким окном

пахнет свежим говном.

мой милый насрал

И мне не сказал.

Я ему отомщу

Все плоты подощу. (то есть "пообсцыкаю") - с. Илов, Николаевский р-Н Львов Обл

- Жопа голая, зубы острые, слава Богу, что в колхозе. (Буковина)

- Без труда нет и говна в жопе (Буковина)

- Берем укропа, свиную жопу, стакан воды, перднуть туда. Получается суп рататуй. По краям картошка, а посередине ложка. (Житомирщина)

- Смешно козе, что жопа в грязи! (о смехе без причины - Донецкая область)

- Хорошо в крае степовом, пахнет сеном и говном, выйдешь в поле, сядешь срать - далеко тебя видать. (Луганщина)

- Руки из жопы вырасли (Донецкая область)

- Хочу, хочу - то съешь жопу сорочу! (здесь и ниже Черкасчина, Полтавщина)

- А (говнан) мерзлого не хочешь?

- К ребенку: чего вертишься, как говно в проруби?

- Танцевала-семенила, пока срать не захотела (а халявы новехонькие - наваляла полнехонькие)

- Сцыки без пердыки - как свадьба без музыки!

- Срала, мазала, лепила - не хватило кизяков!

- Срал, пердел, с горы летел, и еще хотел.

- Срала баба дегтем, колупала ногтем.

- Любимый - семь раз в жопу пропханый!

- Эх была я молодая - то была я резвая: села срать среди хаты - в письку лягушка влезла.

–- > Хмельницкая область:

- Двое срало, три топтало (о очень умном человеке) - с. Явтухи, Дережнянского района, Хмельн. области.

Дети - пердети, себя надо глядеть;

- Срани вареные!

- Одинокий, как палец в жопе

- Загадка: маленькая, рыженькая, а каждого господина с воза ссадит (отгадка - говно)

- Срал, пердел и еще хотел

- Такое, как из говна пуля

- Теленок в жопе, а баба молотом махает. (когда кто-то уверенно говорит о том, чего может и не произойти; волнуется, разводит панику заранее)

- Девка - как с говна пленка.

- Мои штаны шаровары, вы же меня уважали, а я на вас срал.

- Причесался, прилизался, в новые штаны нарядился. Как увидел ту девушку - на пороге усрался.

- Воробей без яиц высоко летает, втромил жопу на дерево, а теперь орет.

- Жопа-кочерга (здесь и ниже Киевщина, Яготин)

- Палец в жопу и в рот (о неэкономных людях, которые сначала все потратят, а потом не могут себе совета дать).

- Высрешь то, что усцышь (ничего у тебя не получится)

- Собачку в срачку, кота в ворота, зайца в яйца.

- Как есть то и жопе честь, а как скупо терпи жопа.

- "Отгадай загадку вынь из сраки ягодку, оближи, оближи и положи обратно (это про ложку в миске с вареньем).

- Искать в жопе шкварок (докапываться до чего-то, придираться - Львовщина)

- Поцелуй собаку в сраку (Луцк, в ответ на какой-то нереальный "запрос", у нас говорят "а говна на лопате?")

- А говна на паточке? (здесь и ниже - Винничина)

- Это ты! это ты! (обвиняют кого-то) - Насрали тебе в рот коты!

- Пойду туда-то! - Ага, в жопу-баньку (то есть не позволяют)

- А насрал твоей маме! (удивление или возмущение)

- Подбрасывали как говно на лопате (били)

- Усрись и не дайся - бабушка воспитывала внучек о девичьей чести (здесь и ниже - Львовщина)

- Насру ты матери - не сделаю по твоей воле

- Срала баба срала, трава все держала, а трава вся оторвалась, баба в говно упала - коломыйка

- Бросай в курву говно, а ей снег падает (аналог "как об стену горохом")

- Пихай свой х.й в свою жопу - не лезь куда не просят

- Усрись ты ся - да ну тебя

- В жопе был, говно видал - говно знаешь

- Как за море срать (долго кого-то не было. На Киевщине тоже так говорят)

- До сраки такая любовь, когда х.й до сраки

- Как говно на сковородке

- Что за жопа, как смердит никак

- Высрался на макушку (посрамить кого-то)

- Хлоп без гузицы, что курва без сисеки -(гузица то жопа)

- Хитрая жопа пердит тихо, а воняет - то на все село (про баб-сплетниц)

- Как яйца в жопе, то и сидишь тихо

- Насрав в сумку и гонорится (дешевые понты)

- Из сраки вылез, и в жопу звлез! - (шило на мыло, ведь время так говорили про того, кто подавал большие надежды в детстве, но не оправдал их)

- Что не разговор - то срачка (ссора на ровном месте, это о сварливых людей)

- Иди высрись - на голову легче ("не болтай глупостей")

- Не виться говну девке в косы (не наговорюй на честную девушку)

- Ах ты ж москаль в жопу красивый! (предатель)

- Чтобы тебя говно догоняло! ( чтобы не было тебе покоя)

- Сидит, как жопа в гостях (тихо)

- Срала-мазала, глины не стало. (делать что-то неаккуратно и не до конца (Хмельницкая область)

- Эй, девки! Несет пердун сливки! Как не продаст, то вам отдаст! (Черкасская)

- Чики-чики на музыке, зарезали утку, всем деткам по кусочку, а Ирочке жопку (детский стишок)

- Рыбаки ловили рыбу, а поймали рака. Целый день они искали, где у рака срака.

- Есть - не срать, можно подождать!

- Речь как жопа бычья! (если кто-то матерится - Житомирщина)

- Красивая как жопа наизнанку! (Житомирщина)

- Что у гостей на языке, то у повара уже в жопе (Черниговщина)

- С тыквы нет потери: съесть ложку - две насрать.

- Прощиталась: хотела перднуть и усралась.

- На отца насрать, детям напердеть, чтобы была здоровая мать (Киевщина)

- Крутиться, как сраный веник.

- Как ты ? Как дерьмо на воде (как себя чувствуешь? да никак)

- Летела, пердела и радовалась (Львов. обл, Ивановский р-н)

- Срав пес! (ничего не получится)

- У царицы была широкая юбки. Пришли советы видно сраку оттуда и оттуда. (с. Селец, хутор Паранько, Сокальский р-н, Львовская обл)

- Чтобы ты косо срал, чтобы на ляшки попадал;

- Жопа горела, мака не ела

- Насри себе под голову, чтобы мягче спать было!

- Такого умного как ты в жопе с железными граблями не найдешь! (Ивано-Франковск)

- Насру твоей матери в пасхальный платок! ("моя бабушка родилась в 1907 году в Узине под Киевом в украинско-польской семье").

- Одной сракой на все базары (Киевская обл)

- Как приятно в поле срать — развиваются мысли, Ветер яйцами колышет — жопа нюхает цветы.

- С говна кузнечики лепить (заниматься бессмысленной работой)

- Съешь Ваню, что на пьецу всрався! (когда ребенок капризничает в отношении еды)

- Подходит, как к жопе занавески!

- До сраки карие глаза, если они голубые!

- Искать на говне сметаны;

- А говна через марлю не хочешь?

- Пойди прикуси (или перекуси) мерзлого собачьего! ("дружеский посыл", житомирщина)

- Срака-мотыка, говно-камизелька.

- Сри-болтай-ешь! (делать кучу дел одновременно - Кировоград)

- Сказал, как в воду перднул! (сморозил глупость - Днепропетровская обл)

- До сраки такая жопа, что пердит и не воняет! (Надсянье)

- Усралась беда в мак, пусть будет и так! (Надсяння)

- Тем же носом в ту самую жопу.

- Что делает? - Бегает да пердит!

от моей бабушки (Луганщина):

- Всраться и не жить;

- Оно тебе так надо, как к сраки карие очи;

- Оно тебе так надо, как к сраки дверцы;

- Вот сральня! (ругательное слово)

- Тебе вот так жалко, как корове заднее колено обосрать;

- Он такой, что я бы с ним на одном поле срать не села;

- Дай жопе сена! (типа calm down!);

- Женщина без сраки - як село без церкви;

- Как не срачка, так пердячка;

- А? - В жопе нога!

- В жопу годное (с. Литвяки)

- Что делать? - Драть жопу, есть мед!

- Умереть и не встать, обосраться и не проснуться;

- Умный, только срать не просится! (Триполье)

- Как голодному срать;

- О, вспомнила, как срать садилась!

- Как в борщ срать (о неуместности);

- Всрись - а покорись!

- Кто усрался? - Невестка. - А где она? - Коров пасет, так оттуда и несет.

- Кто усрался? - Невестка. - Так нет же ее! - А вон где платье висит!

- Жопа горевая да мака наелась (говорить глупое и не в тему);

- Как полсраки из-за куста (что-то плохо видно, или плохо выглядит);

- На жопу легче (что-то другое болит);

- Поцелуй меня в кутницу (в середину все той же части тела);

- Во рту как сто ворон ночевали и насрали;

- Говорю-говорю сказку, свяжу говна связку;

- Без труда в жопе;

- Как не говно, то засранная треска;

- Собаку в сраку! (будь здоров!);

- Зарекалась свинья говно есть, бежит - аж две лежит!

- Куда идешь? - в сраку по раку, в задницы по мед.

- В жопу носом, толочь просо. ("никуда ты не пойдешь")

- Срала-мазала (это когда что-то говорит не в тему или делает неуместно).

- Говном запечатать (закончить вот так, как сказано);

- Раку по сраку, воробью по колено (что-то выглядит нелепо);

- Вари срака борщ, а я пойду на солдат смотреть. (когда что-то делается небрежно).

- Как есть - так и жопе честь!

- Не видела срака дегтя(не была бита);

- Срал, пердел, с горы летел (о какой-то ерунде);

- К засранной немощи; (Семибоярщина)

- Жопу в горсть и айда! (Семибоярщина)

- Полная пазуха сисек и охапка сраки (про матерую, кровь-с-молоком девушку);

- В жопе был, говно видал (когда человек говорит абы что, о чем нет понятия, или просто врет);

- Не хочу! - так съешь жопу сорочью! (ответ на капризы);

- Срака-мотыка (вздор, бессмыслица);

- Сри-перди-грейся (когда что-то не сделано вовремя, а теперь опомнились и хватаются, шоб быстрее)

- И дразнилка: девки! Просил пердун на огурцы!

- А там того пена как на жопе веснушки! (Об информации, которую нельзя проверить. Холмщина);

- Из говна уха (про слишком жидкий суп или борщ, в котором ложка не стоит).

- Не умеешь срать, не мучай жопу (вар. Не хочешь срать - не мучай жопу);

- Спасибо аж подскакиваю кверху сракой!

- Голой сракой по корявой доске (никогда, Галиция);

- Усрался-неудался; (Галичина)

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Весь мир

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook