Как сделать Киев умнее: Топ-9 концептов

На форуме Kyiv Smart City предприниматели, дизайнеры, архитекторы и общественные активисты делились опытом и идеями по созданию умного и комфортного города

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Как сделать Киев умнее: Топ-9 концептов…

Мероприятие позиционируют как одно из главных событий Восточной Европы по популяризации smart city-технологий и внедрению инновационных решений в городах. Сам Киев последние полтора года пытается активно "умнеть": например, запустили портал открытых данных, на некоторых остановках установили табло для информирования о времени прибытия автобусов и троллейбусов, открыли акселератор городских проектов.

"Открытый бюджет, электронные закупки, контактный центр - примеры того, как город меняется, становится прозрачным и помогает улучшить жизнь. Ежедневно в столице реализуют 4500 записей к врачу. На сегодня около полумиллиона киевлян воспользовались этим сервисом. Медицина, образование и жилищно-коммунальное хозяйство - основные приоритеты власти", - подчеркнул мэр Киева Виталий Кличко на открытии форума.

По словам начальника Главного управления Нацполиции Киева Андрея Крищенко, установка видеокамер уже сейчас помогла раскрыть 2,5 тыс. уголовных производств, а вандалов, хотевших украсть элементы отделки на Почтовой, задержали буквально через несколько минут. Как утверждает Крищенко, видеонаблюдение уже сейчас снизило уровень преступности в городе.

Впрочем, судя по мини-лекциям иностранных гостей, украинских предпринимателей и активистов, большинство технологий, внедренных в смарт-городах Европы и Азии, для украинской столицы все еще остаются Terra Incognita.

Depo.ua собрал ключевые идеи развития города, озвученные на форуме.

Вызов анархии, или Единый центр управления

"Данные почти ничего не стоят, пока информация не трансформируется в знания, а те – в действия", - говорит директор по развитию бизнеса Huawei Ukraine Александр Сербин.

В настоящее время в Украине системы сбора информации изолированы, данные просто существуют отдельно. Надо делать центр, где эта информация может быть консолидирована.

На стенде компании - большой дисплей, очки виртуальной реальности и джойстики. Есть визуальный "выход" на улицы виртуального города и несколько избранных локаций. Каждую можно вывести крупным планом и посмотреть, что там происходит.

"Информация попадает на платформу для анализа данных, где искусственный интеллект может принять решение автоматически. Тем более, что сейчас интернет вещей обеспечивает доступ к гигантским массивам данных", - утверждает господин Сербин.

Например, так можно оптимизировать помощь служб экстренной помощи, вовремя направив их в нужное место.

"В Лоньгане (в Китае) 60 муниципальных подразделений предоставляют данные для анализа на платформе. Так координаторы могут увидеть, например, где аварийные службы, передать им указания", - отмечает Сербин.

Автомобилями лучше делиться

"Самый большой фактор стресса для автомобилистов – поиск паркинга. Трафик и загазованность – факторы опасности для окружающей среды. А люди хотят использовать время не для пробок", - говорит директор Sixt Group Алексей Захов.

Его компания предлагает услуги по каршерингу во многих странах мира. Работники считают: если предоставить достойную альтернативу личного авто, многие граждане с радостью откажутся от четырехколесной мороки.

"Компьютерная система продумана и интегрированна с городской инфраструктурой, мы автоматически оплачиваем аренду и автоматически ищем нарушителей. То есть, мы не сами сигнализируем правоохранителям. Но если полиция сфотографировала номера водителя, мы автоматически передаем данные", - объясняет Захов.

По его мнению, в будущем люди будут отказываться от собственного транспорта. Так, благодаря каршерингу, меньше чем через пять лет свои машины продали 16% автомобилистов.

"В Копенгагене нашу франшизу купили городские транспортные сети. Мы с ними выпустили 400 авто на улицы. В Хельсинки бизнес открыли с крупнейшим банком", - рассказал топ-менеджер.

Взять авто в пользование несложно: для этого нужно иметь лишь смартфон, подсоединенный к сети сервиса.

Стоянка на дистанции

Даниэла Алльмейер, городская планировщица, архитектор, преподаватель, директор компании RAUMPOSITION, рассказывает об опыте Вены, которая начал внедрять smart-стратегию в 2011 году.

"В нашем понимании smart city – это город, ориентированный на возможности", - говорит Даниэла.

У Вены одни из самых больших темпов роста в Европе. И чтобы расселить жителей, городская власть решила создать новый район на расстоянии свыше 50 километров от центра для 20 тыс. людей. Асперн стал умным городом в городе.

Часто люди сами находят способы реализовать свое видение "зеленого" дома.

"В Асперне есть кооперативные дома, когда граждане объединяются в группы с общими ценностями, а иногда – по профессиональным интересам, и общими средствами строят дом. Так легче найти общую позицию относительно особенностей строительства, использованных материалов и технологий", - рассказывает архитектор.

В районе действует концепция небольших специализированных магазинов и кофеен - малый бизнес развивается, а жители не создают скоплений.

"Они сделали огромный вклад в то, чтобы проложить в район маршруты общественного транспорта. Провели новые линии метро. Ведь если не позаботиться о коммуникации, люди начнут ездить на машинах. 40% жителей района пользуются общественным транспортом, 40% ходят пешком и ездят на велосипеде и лишь 20% - на автомобилях или мотоциклах", - говорит Даниэла.

"Как мотивировали людей? В этом районе просто нет паркингов. Паркинги находятся дальше, чем остановки общественного транспорта", - акцентирует она.

Пофиксить одну развязку = почти ничего не сделать

"Когда говорят о транспорте будущего, все представляют гироскутеры, летучие машины и гиперлупы", - говорит Дмитрий Беспалов, директор компании "А+С Украина", занимающейся транспортным моделированием.

Впрочем, smart-фишка - не всегда в нашпигованном инновациями средстве перевозки.

"Умный город действительно имеет различные датчики, но прежде всего это город, где комфортно жить и растить детей", - акцентирует спикер.

Для обеспечения уровня комфорта предлагает, в том числе, пользоваться системой транспортного моделирования, просчитывая эффект от определенных действий.

"Например, мы с коллегами посчитали, что будет, если на Шулявке развязка будет работать в полном объеме. И что будет, если разобрать развязку и установить на перекрестке светофор. Один из важных показателей для анализа - продолжительность поездки по городу. Сейчас средний показатель - около часа. И вот, как изменится этот показатель, если на Шулявке появится светофор? Оказалось, что нововведение увеличит среднее время поездки... на несколько секунд. То есть развязка на Шулявке в рамках мобильности города делает весьма незначительный вклад. Город надо совершенствовать комплексными транспортными решениями. Один узел ситуацию в городе не меняет", - акцентирует спикер.

Добавляет, что украинцы не очень правильно понимают европейские ценности.

"Мы думаем, что ценности – это, например, дорогое авто. Но европейские ценности – это крайне прагматичный подход ко всему. На самом деле, это велосипед. Он более дешевый и безопасный для экологии", - говорит Беспалов.

Телемедицина и беспилотники для здоровья

О мировых инновациях в медицине рассказывает основатель KAN Development Игорь Никонов.

"Я видел в американских школах диагностические девайсы, которые можно прикладывать к сердцу или легким, а потом быстро связаться с врачом и получить консультацию. За телемедициной вообще будущее. Приборы сигнализируют медикам о проблемах с пациентом, и тот может проконсультировать даже в режиме онлайн", - отметил предприниматель.

Добавил, что в США ему пришлось видеть, как медикаменты доставляются в выбранную точку квадрокоптерами.

Дешевле заботиться о кибербезопасности заранее

Умные города внедряют для того, чтобы глобализация становилась более комфортной для людей. Ведь население растет, ресурсов больше не становится.

"Внедряются умные светофоры, умная транспортная система, новые способы общения населения и общественной властью. Это все требует защиты. И здесь кибербезопасность занимает одно из главных мест среди вызовов. За последние годы было много взломов системы умных городов, интернета вещей. Кстати, интернет вещей иногда называют интернетом злых вещей, потому что они имеют низкий уровень киберзащищенности и легко поддаются взлому", - говорит Виталий Якушев, операционный директор консалтинговой компании по кибербезопасности 10Guards.

Чаще всего системы атакуют или другие государства, или хакеры-активисты, которые хотят что-то доказать общественности.

"Американский институт стандартизации городов посчитал: если заниматься безопасностью еще на этапе архитектуры, когда только внедряется решение, это в 30 раз дешевле, чем заниматься безопасностью, когда система запущена в эксплуатацию", - подчеркивает Якушев.

Велосипед – средство передвижения будущего

В последние годы продажи велосипедов выросли в несколько раз, впрочем до других европейцев украинцам далеко.

"В Европе для отдыха велосипед используют в десятки раз больше, чем у нас. По результатам опроса в Великобритании, велосипед признан лучшим изобретением за два столетия", - говорит Владимир Мельник, директор киевского велотрека, генеральный секретарь Федерации велосипедного спорта Киева.

На велосипеде ездить проще, дешевле, экологичнее.

"У нас появились точки для байкшеринга. Но также важно создать перехватывающие паркинги возле транспортных центров. Человек приезжает к станции метро, оставляет велосипед и быстро добирается до цели", - говорит Мельник.

Главная проблема с дорожками – они не создают единую систему.

"Есть проект из сочетания велодорожки, которая идет с Троещины, с дорожкой в центре города. Так она сможет выполнять свою функцию – разгружать транспортное движение. Отдельное направление – маркировка маршрутов в парках. Наша задача – чтобы люди имели возможность ездить безопасно для здоровья, иметь указатели", - подчеркивает активист.

Среди достижений называет реконструкцию велотрека, который не функционировал 13 лет.

Построил дорогу или паркинг? Подумай о перспективах

Строя новые объекты, нужно подумать, какую роль они будут играть в будущем, уверен основатель и директор компании MADMA Urbanism+Landscape Хироки Мацуура.

Ведь количество машин может значительно сократиться, на дорогах понадобится отдельная полоса для роботов-уборщиков, а еще через несколько лет немногочисленные авто будущего никогда не будут сбивать велосипедистов, пешеходов и животных, поэтому все участники движения смогут пользоваться общей полосой.

Уже сейчас во многих городах думают об альтернативных назначениях различных локаций.

Дизайнер отмечает, что благоустройство города требует нового подхода – благодаря развитию технологий и появлению многочисленных гаджетов, улицы, скверы и кафе становятся не только местом для прогулок, но и воркспейсами. Поэтому современная смарт-улица цивилизованного города может напоминать комфортабельную гостиную.

Право голоса людям дадут технологии

Профессор лаборатории CityScienceLab в Гамбурге Йорг Райнер Ноэниг рассказывает об инструментах городской науки, которые помогают прогнозировать эффекты от нововведений и новые способы координации действий горожан.

"Да года назад в Гамбург переехало очень много беженцев. Встал вопрос, как их всех расселить и скоординировать. Помогли большие интерактивные столы, с которых можно очень просто получить доступ ко всем реестрам, узнать статистику по расселению", - говорит Ноэниг.

Впрочем, такие столы помогают не только информировать граждан, но и зафиксировать их отношение. В эру активизации гражданского общества это крайне важно, ведь непопулярное решение может привести к громким акциям протеста.

К обсуждению некоторых проектов удалось привлечь десятки тысяч горожан. Им предлагали высказать мнение или создать свой макет площади или сквера за интерактивными столами, на специальных табло, размещенных в торговых центрах, и даже в онлайн-играх. Гигантский массив данных анализировался, и принималось оптимальное решение.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme