$20 за данные: Что Facebook покупает у детей

С 2016-го Facebook платит $20 в месяц пользователям старше 13 - 35 лет за установки на смартфоны приложения Facebook Research, которое отслеживает все их действия

Журналист отдела "Жизнь"
$20 за данные: Что Facebook покупает у д…

Об этом узнали расследователи TechCrunch, передает Depo.ua. В самом Facebook на запрос издания отметили, что проводят исследования, и им нужны данные о привычках пользователей.

Приложение администрируется через сервисы Applause, BetaBound и uTest, чтобы участие самого Facebook было неочевидным. В некоторых документах фигурирует под названием Project Atlas.

В ответ на публикацию в Apple подтвердили, что приложение Facebook - грубое нарушение правил компании, поэтому его заблокируют. А вот на Android сервис продолжит функционировать. А значит, немало пользователей за небольшие деньги будут продавать свою приватность

Издание попросило эксперта по кибербезопасности Вилла Страфача исследовать возможности нового приложения.

"Если Facebook будет использовать его на полную, они смогут длительное время собирать следующие виды данных: личные сообщения в приложениях социальных сетей, сообщения в мессенджерах, включая фото- и видеоконтент, электронные адреса, поисковые запросы и посещенные сайты, места, в которых бывает пользователь", - говорит Страфач.

То есть, стоит установить приложение, как жизнь пользователя оказывается у компании на ладони. Facebook получает огромную власть за весьма умеренную плату. Власть, масштабы которой пользователи не осознают.

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

Еще в 2014 году Facebook приобрел VPN-приложение Onavo за $120 млн. Приложение помогало пользователям следить за использованием трафика и уменьшить его. При этом Facebook получил доступ к данным об использовании других приложений. Репортеры BuzzFeed News получили документы, которые свидетельствуют, что Onavo мог помочь компании узнать, что пользователи WhatsApp отправляют вдвое больше сообщений, чем через мессенджер Facebook. Собственно, эти данные подтолкнули Facebook выкупить WhatsApp в 2014-м за $19 млрд. Решение оказалось верным - с того времени мессенджер утроил количество пользователей.

Благодаря Onavo Facebook узнал, какие функции было бы неплохо позаимствовать у других сервисов, а каких ошибок стоит избежать. Хотя с Onavo соцсеть связала еще несколько проектов, после волны критики о том, что приложение посягает на приватность пользователей, затормозила его использование.

Тогда же возник скандал с Apple - компания обвинила Facebook в нарушении правил корпорации и указала на необходимость убрать Onavo из App Store.

ПРЕЕМНИК ONAVO

Project Atlas похож на своего предшественника, а значит, от идеи сбора персональных данных в Facebook не отказались.

Сервис uTest в Instagram и Snapchat ищет пользователей для "платного исследования социальных сетей".

В Facebook попытались обойти краеугольные камни - подростков 13-17 лет "подписывают" на проект только по согласию с родителями. "Насколько мы знаем, проект не несет никаких рисков, однако вы должны осознавать, что его суть - отслеживание персональной информации относительно использования приложений вашим ребенком. Вам выплатят компенсацию за участие вашего ребенка", - предупреждают в сообщении.

К сведению пользователей доказывают, что пользователь предоставляет разрешение собирать данные со смартфона, которые помогут понять, как он пользуется Интернетом, как использует функции приложений. Предупреждают, что информация попадет к заказчику даже из тех приложений, которые используют кодировку, или же защищенных интернет-сессий в браузере.

Сбор данных проходит фактически незаметно для пользователя. Все, что нужно, - установить приложение и не выключать его. К тому же, просят присылать принтскрины со страницы покупок в Amazon. Таким образом вероятно хотят отследить зависимость между особенностями пользования софтом и поисковыми запросами и выбором товаров.

И хотя цель Facebook действительно может ограничиваться отслеживанием покупательских тенденций, масштаб доступа к информации компания имеет колоссальный.

В FACEBOOK КРАМОЛЫ НЕ ВИДЯТ

В компании подтверждают, что цель исследования - узнать, как люди используют смартфоны и сервисы.

"Как много компаний мы приглашаем людей участвовать в исследовании, которое поможет нам узнать, что нужно улучшить в нашей работе. (...) Мы предоставили расширенную информацию относительно вида данных, которые мы собираем, и условий их участия. Мы не делимся этой информацией с другими, и люди могут прекратить свое участие в любой момент", - отметили в компании.

Формально Facebook и вправду не нарушает прав пользователей и, избегая скандалов, доступно объясняет суть предложения.

Но опасения аналитиков понятны: благодаря подобным экспериментам, компания получает гигантские масштабы данных, и это, даже если сам Facebook не собирается злоупотреблять информацию, ставит под удар личную безопасность участников.

Не секрет, что утечка данных - не редкость, и если данные неограниченные, то подобное оружие в руках злоумышленников может оказаться едва ли не всесильным. Тем более, что данные, собранные о подростках, могут серьезно навредить им в уже взрослом возрасте.

Впрочем, надежду, что Facebook, как и другие цифровые гиганты, должен стать сверхответственным, и отказаться от опасного, но законного проекта, а с ним и от безумных перспектив на миллиарды долларов, слишком оптимистичны. Поэтому становится очевидным, что определенные аспекты деятельности цифровых компаний нуждаются во внешней регуляции, и желательно - на международном уровне.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme