Убежать от войны и осуществить мечту: Как переселенка учит детей науке на подгузниках

Доцент ДонНУ, кандидат технических наук Оксана Русанова во время войны переехала из Донецка в Запорожье. Тут девушка начала проект, о котором мечтала много лет

Ольга Черныш
Первый заместитель главного редактора
Убежать от войны и осуществить мечту: Ка…

Сейчас Русанова живет на два города – в Виннице преподает в университете, в Запорожье развивает бизнес. Также в Запорожье – семья и квартира родственников, в которой те позволяют жить бесплатно.

Получив грант от ООН, Оксана учит детей "Веселой науке", когда вместо скучных формул абстрактных задач, дети участвуют в увлекательных экспериментах и делают собственные открытия. Бизнесу полгода, но он развивается достаточно быстро, и успел стать международным – в сентябре в компании было 12 мероприятий в Запорожье, и 10 – в Ереване.

Русанова рассказала Depo.ua об увлечении, которое переросло в бизнес, и проблемах Донецкого университета.

ГОД Я НЕ МОГЛА ПРИНЯТЬ СИТУАЦИЮ. ПОТОМ ПОНЯЛА: НАДО ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ

- Оксана, как начали преподавать науку в игровой форме?

- В университете я заметила, что с каждым годом студенты становятся все менее образованными. А когда моему ребенку исполнилось 3,5 года, стало страшно: а что, как он тоже станет равнодушным человеком, который ничем не интересуется? К тому же, я глубоко убеждена, что без математики в многих сферах дорога закрыта.

Поэтому шесть лет назад я организовала детский домашний кружок для своих. Знание подавала в форме игры. Помню, у меня была валяный шарик, который путешествует вдоль натянутой через всю комнату речевки, а ей конца и края нет. Так я объясняла детям, что такое прямая. Затем шарик просил у ножниц разрезать речевку – раз и второй. Так появлялись отрезки. А в конце мы делали опыты. Детям очень нравилось. Помню, как они удивились, когда узнали, что мы занимаемся математикой. Кружок быстро перерос рамки домашнего – мы переехали в детский центр.

- Удалось сделать проект прибыльным?

- Я делала это для своего ребенка, все деньги тратила на оборудование. Иногда мечтала зарабатывать на жизнь такими занятиями, но дальше мыслей дело не шло. В Донецком университете меня все устраивало – и преподавательская и исследовательская работа. Так бы все и осталось, но началась война.

- Быстро приняли решение покинуть Донецк?

- Мы поехали в самом начале конфликта, в июне 2014-го. Я слышала только выстрелы из стрелкового оружия. Но мне и этого хватило. Спать ночами не могла. Десять вечера, все машины похоронили, в городе стало очень тихо, хоть окна открывай. Слышишь далекие выстрелы, и уже безумное сердцебиение. Мне было страшно. Когда базовая потребность в безопасности не удовлетворена, ни о чем другом уже не думаешь.

Мой дядя из Запорожья предложил ехать к нему, но мы намылились на море. Думали, две недели пересидим, и все утихнет. Но посидели две недели, еще неделю, и еще. Потом закончились деньги, и мы поехали в Запорожье.

Там мы начали думать, как быть дальше. Некоторое время занималась с детьми, которые ко мне ходили, по скайпу. Кружок стал чисто математическим, опыты по скайпу не сделаешь. Целый год я не могла принять ситуацию – мне все казалось вот-вот мы поедем домой. В конце концов пришло осознание, что этого не произойдет. Надо как-то жить и двигаться дальше. Сейчас мы живем за коммунальные платежи, за что безмерно благодарны. В Донецке за два года были только один раз – приехала на день рождения деда, ему исполнилось 89 лет.

Втекти від війни і здійснити мрію: Як переселенка вчить дітей науці на підгузках - фото 1

ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ СВОЕ ОТКРЫТИЕ, ОЧЕНЬ КРУТО

- А потом узнали о грантах ООН для переселенцев...

- Мне позвонила подружка и рассказала об этом проекте. Я вдохновилась. Было два дня до окончания срока. У меня была картинка в голове, как это должно быть, ведь я давно о таком мечтала. Проект родился на одном дыхании. Я описала его, отправила и... выиграла. Так и началась "Веселая наука".

Сейчас мы не стоим на месте, я делаю не только научные шоу, но и семинары. Я хочу не только показать шоу, но и популяризировать науку, вдохновлять. Доказать людям, что это очень интересно. Я не даю готовых решений, а подвожу детей к ответу. И когда они к чему-то докапываються, их радость от инсайта – тот момент, ради которого я все это делаю.

Втекти від війни і здійснити мрію: Як переселенка вчить дітей науці на підгузках - фото 2

Также разрабатываю курс креативности для детей. Систему, которая позволяет быстро находить решение в любой ситуации. Ведь креативность – это очень широкий термин, который включает не только умение рисовать ромашки.

- На словах трудно представить, как все это выглядит. Что есть на мастер-классах, кроме теории?

- Например, в субботу был мастер-класс "Полимерные чудеса". Мы собирали молекулы из специальной модели, сами создали полимерную икру – такую же, как продают в магазине и полимерных червяков. Еще сделали лизуна – как говорят дети, "жвачку для рук". Узнавали о полимерах и проверяли все на практике. Взяли подгузники разных фирм и смотрели, сколько воды они вмещают. Ведь наполнение подгузников тоже из полимеров.

Втекти від війни і здійснити мрію: Як переселенка вчить дітей науці на підгузках - фото 3

- Пожалуй, после таких мастер-классов дети уже представляют себя учеными...

- Бывает и такое. Например, недавно меня пригласили в Ереван с семинарами, на которых, в том числе, были дети дипломатов. И о, один парень, Лука, никак не мог понять: я доцент, кандидат наук – неужели я круче его папы? Я там была в течение недели, он ходил на все занятия. И если раньше парень говорил, что хотел быть дипломатом, как папа, теперь захотел быть ученым. Почувствовал, как это круто, когда ты можешь сделать собственное открытие.

- Как раскручивали проект? Рекламная кампания потянула много денег?

- У меня нет платной рекламы – лишь один раз заплатила за городскую справку Запорожье. Все на личных связях. Хотя сначала в городе у меня не было знакомых, но я приходила в детские центры, показывала, что умею. Люди интересовались. Пошло сарафанное радио.

Втекти від війни і здійснити мрію: Як переселенка вчить дітей науці на підгузках - фото 4

У ТЕХ, КТО ОСТАЛСЯ В ДОНЕЦКЕ, СВОЯ ПРАВДА. НО ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ Я НЕ ПРОЩАЮ

 - Как получается жить в Запорожье и преподавать в Виннице?

- Нам предоставили возможность работать вахтовым методом – приезжаешь на две недели, тебе ставят много занятий, вычитываешь и три недели не приезжаешь.

- Почему не устроились преподавать в Запорожье?

- Очень не хочется, чтобы такой флагман украинского образования как ДонНУ утонул. У нас мощный вуз, он регулярно входил в пятерку лучших в Украине. Прошлый декан нам говорил: "Вы же такие классные, пожалуйста, потерпите, мы еще одну волну увольнений не переживем". Но в этом году таки уволилось пять человек, декан у нас уже новый. Теперь уже он говорит: если кто-то еще уйдет, то мы точно рухнем. Поэтому преподаватели спасают любимый вуз. Такие люди, как я, зарабатывают деньги на других работах, а здесь просто преподают, много. На преподавательскую зарплату снимать жилье нереально. Хотя у меня, наверное, это уже последний год. Я устала от такого графика, да и детей оставлять не хочется.

Втекти від війни і здійснити мрію: Як переселенка вчить дітей науці на підгузках - фото 5

- Как можно спасти вуз, чтобы люди таки остались?

- Если бы решили вопрос с жильем, все было бы иначе. Но это слишком дорого. Норвежцы были готовы построить здесь академгородок, но винницкая власть не нашла земли. Жаль, ведь среди нас очень много патриотически настроенных людей, наши специалисты имеют очень высокую квалификацию.

- Много преподавателей вуза остались в Донецке?

- Да, но это очень сильно зависит от кафедры и руководителя. У нас много людей поехало за деканом. Его авторитет сыграл роль. Однако другие, не менее авторитетные деканы, думают иначе: мол, как можно уехать, бросить оборудование и детей. Говорят, дети не виноваты, мы должны учить, быть вне политики. Но я не поддержу их правду. У меня правда другая: надо быть человеком и патриотом, и такой  интеллигенции я не прощаю. Здесь нельзя быть нейтральным – надо принять чью-то сторону.

- Преподаете физику?

- Да, работаю на кафедре общей физики и дидактики физики. Я преподаю физику и работаю на курсах, связанных с информатикой. Мне очень интересен процесс познания – я хожу на много курсов и тренингов, читаю множество книг. Я бы очень хотела передать свои знания – показать, что можно учить иначе, чем нас учили в школе, чтобы детям было интересно. Но большая половина студентов ко мне не ходит –не хотят даже бесплатно получить те знания, на которые я трачу большие деньги. Многие из них работает, но могли бы хотя бы появиться, объяснить ситуацию. Но нет... И от этого опускаются руки.

Втекти від війни і здійснити мрію: Як переселенка вчить дітей науці на підгузках - фото 6

- Почему молодежь такая равнодушная – думаете, это неправильная система образования?

- Да, сейчас она не отвечает требованиям общества. Мир изменился, а в школах все по-старому. Я за проектное обучение – когда ребенок решает интересное задание, а чтобы с ним справиться – познает физику, математику, химию. Сейчас школьные предметы не имеют отношения к жизни.

Должно появиться понимание, что дети и родители - заказчики услуги. В парикмахерской тебе не могут нахамить и сказать: все, я буду вас стричь под горшок. А школа позволяет предоставлять некачественные услуги и еще делать вид, что она права. Систему образования надо кардинально реформировать.

 

 

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme