Война за Тузлу: Как 14 лет назад мы отбили ее у России, и как защищали во время "русской весны"

29 сентября 2003 года Россия впервые попыталась украсть у Украины кусок территории. Тогда украинцы отстояли свою землю и построили там заставу. Сейчас Тузла из острова рыбаков и пограничников превратилась в стройплощадку

Война за Тузлу: Как 14 лет назад мы отби…

Что творилось на Тузле через 10 лет, во время оккупации, как обороняли заставу пограничники и кто там живет теперь, узнавали журналисты Depo.ua.

29 сентября 2003 года россияне начали насыпать дамбу от станции Тамань Темрюкского района Краснодарского края в направлении украинского острова Тузла. Работая в три смены, строители сооружали по 157 метров дамбы в день, чтобы соединить Тузлу с российским берегом.

Керченский пролив накануне конфликта и после сооружения дамбы

Тогдашние события вошли в историю как конфликт вокруг острова Тузла. Тот конфликтный остров образовался во время сильного шторма 1925 года, в результате размыва узкой косы, которая продолжала Таманский полуостров. Клочок земли площадью в 3 квадратных километра в январе 1941 года был передан Крымской АССР, которая в статусе Крымской области 19 февраля 1954 года вошла в состав Украинской ССР. То есть Тузла, даже по советскому закону – украинская земля. Соответственно, Азовское море и Керченский пролив - внутренние воды Украины и Российской Федерации, разделенные государственной границей.

Россия отказывалась делиться и границу не признавала, указывая, что Тузла – это не остров, а коса. Россияне настаивали на том, что границу в районе Азово-Керченской акватории следует проложить по дну, а вода (т. е. все, что касается мореплавания и добычи морепродуктов) – общая.

Некоторое время Россия и Украина в акватории еще как-то уживались и до больших конфликтов не доходило. Украиной руководил Кучма. На России же началось постепенное превращение Путина из президента в х@ло: он заговорил об антинатовских союзах, постсоветском пространстве и консолидации против Запада.

УРОКИ, КОТОРЫЕ РОССИЯ ВЫУЧИЛА, А УКРАИНА ПРОПУСТИЛА

29 сентября 2003 на берегу Таманского полуострова появились десятки грузовиков, которые в три смены, без перерывов, начали засыпать в воды Азовского моря камни, щебень и песок.

Оказалось, что россияне строят дамбу. Без согласования с Украиной и подбираясь по 150-200 метров в день к украинской границе. У Путина заявили, что никакую дамбу не насыпают, а укрепляют берег. Такой себе классический "ихтамнет".

Ходил анекдот:

Пресс-конференция Путина. Журналист спрашивает: "Что вы можете сказать о тайне гибели подводной лодки "Курск"? Путин: "Без комментариев". Встает другой журналист: "Расскажите, что творится в Керченском проливе, что такое Тузла и зачем русские строят там дамбу?". Путин задумчиво обращается к первому журналисту: "Так что вы там у меня, голубчик, о "Курске" спрашивали?".

Понятно, что трехкилометровый клочок земли посреди моря России был не нужен. Россияне хотели захватить контроль над Керченским проливом. Единственный канал, где море было настолько глубокое, чтобы суда и корабли могли заходить из Черного моря в Азовское, пролегал между Тузлой и Крымом и был полностью под контролем Украины. Иначе говоря – кто владеет Тузлой, владеет и Керченским проливом. За навигационные услуги Киев собирал до $15 млн долларов в год с россиян и еще $5-6 млн с других стран. Кроме этого, контролируя Керченский пролив, Россия могла бы не допустить захода военных кораблей НАТО в Азовское море.

Глава Администрации Путина Александр Волошин заявил украинским журналистам, что Керченский пролив никогда не будет украинским, а если надо, то Россия может залить его бетоном или попросту разбомбить.

Впервые с момента получения Украиной Независимости на внешнеполитическом направлении запахло порохом.

30 сентября 2003 МИД Украины направил МИД России ноту протеста. Украинский министр иностранных дел вылетел из Киева в Москву, президент Кучма из Бразилии на Тузлу.

С одной стороны стоял Леонид Данилович со скептическим выражением лица. С другой - Владимир Жириновский, которого, как любого сумасшедшего, притягивают массовые собрания людей, вещал про остров Даманский.

30 сентября на Тузле уже было 500 пограничников - от генерала до рядового. На остров завезли оружие, поблизости на рейде встали пограничные корабли. Развернули плакаты: "Историческая дружба народов не должна быть забыта!" (сейчас за такой текст можно по морде схлопотать), "Остров Тузла является украинской территорией!", из рупора неслось: "Не вынуждайте нас расценивать ваши действия как вторжение и провокацию". Жены пограничников провожали их как на войну, плакали и крестили. На острове все камуфляжное, зеленое суетилось, материлось, выстраивалось и проверяло оружие.

Долго еще вспоминали, как спали в палатках и мерзли, как полковники рядом с солдатами толкали увязнувшую на бездорожье технику, помогали вкапывать желто-голубой пограничный столб.

Генералы и прапорщики "афганцы" как-то по особенному выпрямились, задумчиво курили. Время от времени в их кругу звучал глагол "жахнуть".

Пограничные войска Украины, которых только три месяца как вернули на службу, снова вспомнили, что они войска.

Кстати, недавний глава Госпогранслужбы Украины генерал Назаренко, которого на эту должность позвали с пенсии, был награжден орденом Богдана Хмельницкого III степени за организацию охраны Тузлы.

На материке ракетные войска начали учения, в небо подняли 17 самолетов Су-27 и Миг-29. На остров передислоцировали спецназ и ДОТы. 15 октября глава Госпогранслужбы Украины Николай Литвин предупредил, что пограничники готовы защищать границу с оружием.

В Киеве началась вербовка добровольцев для защиты Тузлы от иностранного вторжения.

В закрытом указе Кучмы речь шла о возможности обращения Украины за помощью в ООН, НАТО и к странам Будапештского меморандума...

А 23 октября 2003 года строительство дамбы остановили. Между украинскими пограничниками и российскими строителями оставалось 102 метра. На следующий день в Москве встретились переговорщики: от них премьер Михаил Касьянов, от нас премьер Виктор Янукович. Впоследствии стало известно, при каких условиях Россия остановила строительство: Тузла осталась украинской, но ни один военный корабль третьих стран не мог пройти Керченский пролив без согласия Москвы. То есть, для Украины это была совсем не победа – Россия хотела совместно пользоваться этой частью моря, и она это получила. Но на волне подъема, дескать, "мы отстояли Тузлу", общество это как-то упустило,и выводы, судя по событиям февраля 2014 года, сделаны не были.

А на России выводы сделали. Оказалось, что шантаж, наглое вранье (их там нет) запугивание и провокации действуют, когда ты хочешь захватить то, что принадлежит другой стране. Тогда это подействовало с Керченским проливом, в 2008 с Грузией, в 2014 – с Крымом и частью Донбасса.

2 декабря 2003 на Тузле открылась одноименная пограничная застава. Благодаря широкой освещенности конфликта Украина получила новый бренд. В Виннице выпускают стиральный порошок "Тузла", в Крыму – туалетную бумагу, а в Киеве был поставлен одноименный мюзикл Дмитрия Киселева о любви русского парня-экскаваторщика и прекрасной островитянки.

Для российской стороны "правовой статус острова Тузла остается неопределенным".

ТУЗЛА: ОСТРОВ, ЗАСТАВА И РЫБХОЗ

Погранзаставу "Тузла" построили за два месяца. Для ведомственной квартирно-эксплуатационной службы сроки просто космические. За 2,5 миллиона гривен на острове выросли: большое административное здание с казармой, отдельными комнатами, кабинетами, кухней и столовой, вышки, гараж, хозпостройки, отдельный дом на три квартиры для семейных военнослужащих.

Пограничная застава "Тузла", вид с ближнего поста. Фото: Сергей Лемеха

Это было первое в Украине подразделение европейского образца. Личный состав – около 17 военнослужащих, большинство – солдаты, руководил заставой как правило капитан или старлей.

Дом для семейных военнослужащих. Фото автора

Удаленный пост. Фото автора

Электричество от автономного дизель генератора, вода и продукты – привозные, все с запасом на 120 суток.

"Работали тогда, сил не жалели, - улыбался в усы замначальника Азово-Черноморского регионального управления Госпогранслужбы Украины Александр Кныр (сейчас он служит на Западном направлении). А на вопрос, есть ли планы убрать заставу, как это сделали на острове Змеиный, чеканит. - Застава "Тузла" никуда не денется". Это было в 2010 году.

Не сказать, что она была столь важной для обороны границы. Участок ответственности – всего 13 километров, от мыса Ак-Бурун до мыса Ени-Кале. Тамошние пограничники отслеживали перемещение кораблей (по сотне в день), браконьерских судов. Если видели такие, докладывали на материк. Только те на берег, а их там уже ждут. Тогда смеялись, что на Тузле служить – только на корабли смотреть.

Наблюдательный пост. Фото: Сергей Лемеха

Границу за эти годы нарушил кабан, который добежал до Тузлы по замерзшему морю, найдя свою смерть на украинской земле, и пьяный уроженец Вологодской области, который приплыл на Тузлу летом на матрасе и планировал взять курс на Одессу. Ему повезло больше, чем кабану, оштрафовали и отпустили.

Но понятно, что основное назначение "Тузлы" - имиджевое. Как и в случае со Змеиным, Украина пограничной заставой подчеркивала – это ее территория.

Фото автора

Остров Тузла – это всего 6 километров в длину и около 400 метров в самом широком месте. У причала – пансионат "Два моря" (работающий), затем – застава, остатки рыбцеха, дальний пост пограничников с вышкой, пансионат "Средняя коса", на территории разбросаны деревянные дома с остатками мебели и обоев. Пейзажи для любителей "Сталкера".

До потопа 8 марта 1970 года здесь кипела жизнь. Работал рыбхоз, младшая школа, стояли 32 дома, два общежития, дом культуры и магазин. Здесь постоянно жили около тысячи человек. После потопа всех расселили, и на острове осталось около десяти семей, но и они жили здесь как на даче, а на зиму перебирались в квартиры на материке.

Редко приезжали туристы - несколько раз в день, летом и в межсезонье, между Тузлой и Керчью ходил катер Аргус, который преодолевал расстояние в четыре километра за 40 минут. Чтобы попасть на остров, надо было оформить пропуск в портовой дирекции и согласовать с пограничниками.

Постоянно здесь обитали шестеро пенсионеров – заядлых рыбаков. Такие себе одиночки. Самые известные – Александр Черный, известный больше как Сансаныч, и Василий Кириллович Почтальон, известный больше как Кирилыч.

Черный – коренной тузловец. Когда открылась застава, Сансаныч устроился туда инспектором. В свободное время рыбачил и занимался огородом.

Сансаныч Черный. Фото "Сегодня"

"Я же здесь всю жизнь с самого детства прожил, - рассказывал Сансаныч нашему журналисту. - Мой дед приехал сюда в 1911 году, и в Тамань еще на подводах ездил. Отец отсюда на фронт уходил, а когда вернулся, его назначили завмагом - потому что грамотный был, семь классов окончил. А я здесь в первый класс пошел. У нас же начальная школа была - вон, желтое каменное здание еще сохранилось. И фельдшерский пункт там же находился. Там, дальше, руины - дом культуры с танцплощадкой, кино крутили. В лучшие времена здесь жизнь, как говорится, ключом била. С материка на заработки люди приезжали - в рыбные цеха. Ведь мы стране по миллиону рублей прибыли ежегодно давали, передовое рыбхозяйство. Нашего рыбака-ветерана Почтальона, ему уже за восемьдесят и он здесь до сих пор рыбачит, называют почетным Героем Соцтруда. Еще лет 25-30 назад здесь до 300-400 человек постоянно было, а с отдыхающими - еще на пару-тройку сотен больше. Когда началась эта свистопляска с дамбой - здесь было напряженно. Если бы у кого-то сдали нервы, дошло бы и до стрельбы. Так и вспомнили о Тузле. И Кучма здесь был, и Ющенко появлялся...."

Василий Почтальон

Почтальон, который почти 50 лет был руководителем рыболовецкой артели острова Тузла, также рыбачил себе понемногу, выращивал айву, гранат, зизифус и даже маленькие апельсины, арбузы.

Десять лет назад Черный и Почтальоны стали звездами всех телеканалов. Они осуждали российскую агрессию. "Ждем, что старший товарищ нам сделает какую-то пакость. А что он хорошее сделает?", - комментировал свои предчувствия Сансаныч.

"Москве мы не подчиняемся. Это провокация. Другое подданство принимать не желаю", - обиженно цитирует Кирилыча НТВ в сюжете "Дамбанутые".

Еще на острове работала бригада рыбокомбината – сыпали сетки в прибрежной зоне, а рыбаки – с хвоста острова таскали крупных пеленгасов – колбасу с плавниками, как ее называют в Керчи. Таскали и вдумчиво всматривались в недалекий российский берег.

СОПРОТИВЛЕНИЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Когда началась оккупация, ничего похожего на события десятилетней давности не было. Возле Тузлы не стояли корабли, в небе не шумели вертолеты, а личный состав не нацелил на русских дула автоматов. Про оборону Тузлы, сопротивление тузловских пограничников никто ничего не слышал.

Справедливости ради, не было, в отличие от событий десятилетней давности, и ничего похожего на четкие команды и поддержку власти. Пограничники - военные, и стрелять без команды сверху не могли. Как могли сопротивлялись отряды морской охраны Азово-Черноморского регионального управления, после того, как его спешно покинул тогдашний начальник Анатолий Хортюк, оккупанты не впускали нового законного начальника Сергея Косика и верных присяге военных.

Заливать остров своей кровью ради принципа никто явно не хотел. Тем более, что отдел пограничной службы "Керчь", которому "Тузла" непосредственно подчинялась, после осады вынужденно сдался. Несколько дней пограничники работали под дулами российских автоматов, на пункте пропуска "Крым" границу массово пересекали российские военные.

Все эти события пресс-служба пограничников освещала максимально широко. Но о Тузле, с которой когда-то война уже почти началась, как-то все забыли. Что происходило страшной весной 2014 на острове теперь узнать трудно – тех из немногих крымских пограничников, оставшихся верными присяге, за эти три года разбросало по всей Украине. В пресс-службе Азово-Черноморского регионального управления Госпогранслужбы, которое после оккупации передислоцировалось из Симферополя в Херсон, говорят, что у них сейчас никто из тузловских не служит. И сколько вообще из Крыма вышло тех, кто в 2014 служил на Тузле, также не знают.

Последний начальник заставы Сергей Стець. Фото: "Сегодня"

Журналисту Depo.ua удалось узнать, что последний начальник пограничной заставы "Тузла", капитан Сергей Стець, остался верен присяге, дослужил свой контракт и уволился из пограничной службы. Чем он сейчас занимается – неизвестно.

Александр Галанюк с женой и дочкой. Фото "Сегодня"

Его предшественник (он тогда был старший) лейтенант Александр Галанюк висит в списках "Миротворца" как дезертир. То, что он после оккупации исчез в неизвестном направлении, нам подтвердили и в пограничной службе. Является ли он сейчас российским пограничником – неизвестно.

В числе дезертиров на Миротворце значится и и.о. ввс "Керчь" Сергей Мазур.

Что стало с Сансанычем Черным – коренным тузловцем и пограничником, который в 2003 был против того, чтобы Россия забрала его себе вместе с его землей – неизвестно. В базах предателей его нет, опрошенные нами пограничники такого не знают.

Его товарищ Василий Кириллович Почтальон – умер через два года после оккупации, у себя дома, в Керчи. Ему был 91 год.

А заставы на острове больше нет. 21 марта, с "фактическим присоединением Крыма к России, Сергей Лавров заявил, что Керченский пролив больше не является спорной территорией, Тузла - российская. Охранять пролив от самих себя смысла нет, и российских пограничников туда не заводили.

В июле сообщили о планах на строительство Керченского моста, который соединит Тамань и Крым. Первый полуторакилометровый мост должен соединить дамбу, построенную в 2003 году, с Тузлой, второй - Тузлу с Крымским полуостровом.

С тех пор у острова Тузла начался новый этап жизни

ОСТРОВ ЧЕРНЫХ СВИНЕЙ

В 2014 он стоял практически пустым, за исключением редких отдыхающих. На острове развелись птицы, зайцы и лисы. А еще, по рассказам местных – черные свинки. Их развели на острове хозяйственные украинские пограничники – на мясо, но когда покидали заставу, было уже не до вьетнамских поросят. Оставшись в одиночестве, свиньи не только не вымерли, но и расплодились до небольшого стада.

На все это пялился в бинокль инспектор российской пограничной службы, которого временно отправили на остров следить за порядком в компании машиниста дизельной электростанции (электричество заставе и местным давала дизелька).

Так по замыслу оккупантов будет выглядеть крымский мост

С 2015 года началось строительство моста, в октябре остров соединили с Россией рабочим мостом, чтобы на Тузлу могли заезжать грузовики, началось строительство и остров с тех пор охраняют, никого туда не пуская.

Известно, что на заставе теперь живет подразделение ВМФ России (в том числе водолазы), которое охраняет стройку. Судя по тому, как она идет, с Тузлы на пенсию уйдет не одно поколение российских военных водолазов.

Пока однажды они не вынырнут под дула украинских военных.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme