"Учительница моя": Как издевательства и буллинг становятся нормой в украинских школах

На дворе 21 век, однако методы обучения в школах Украины остаются на уровне развития независимой страны

Тима Печерская
Журналист отдела «Жизнь» и отдела «Новости»
"Учительница моя": Как издевательства и…

На этот текст меня вдохновили группа "Родители SOS", сообщения в которой похожи на настоящий триллер с элементами фильмов-ужасов, и личный опыт, который навсегда останется со мной.

Время от времени на глаза попадаются сообщения в группе, которые просто не дают спокойно спать. В то время, когда мы идем вперед, выдавливаем из себя "советское наследство", вдохновляемся примером прогрессивных стран, в школах, где лелеют новое украинское поколение, судя по всему, все остается по-старому.

Из последнего, что попалось на глаза, - буллинг ребенка из-за его одежды, недовольства родителями. Главный подстрекатель - учительница. Разъяренная мать поделилась проблемой в группе и получила немалую поддержку.

Другие родители также поделились своими историями, а одна из мам спросила: "Почему педагоги так не любят детей?" Кажется, вопрос риторический. И давайте не будем о малых зарплатах. Никто не заставляет человека становиться педагогом или врачом. И тем более в неудовлетворенности жизнью и профессией не виноваты ни дети, ни родители. Представьте себе врача, который ненавидит больных, и, например, отрубит им пальцы? Как бы вы охарактеризовали такого человека? Психом, маньяком... Именно поэтому страшно, когда такие люди работают с детьми и влияют на их формирование, а иногда и на дальнейшую судьбу.

Конечно, новость о харьковской школе, в одном из классов которой ребенку не дали торт, также поражает своей наглостью. Спросите, при чем здесь учитель? Да ведь именно от классного руководителя зависит атмосфера в классе, и, как показывает практика, с подачи такого учителя происходить может все: и поощрения буллинга, и постоянные насмешки, и прочее.

Потом это не первый случай, когда 7-летнего ребенка не пускают в туалет во время урока. На такое способен только настоящий тиран. При этом мама ребенка отмечает, что такая ситуация уже была в первом классе и закончилась крайне ужасно для ребенка. Читатели сообщества подчеркивают, что теперь поход детей в туалет стал настоящим ужасом: школьник должен при всех отматывать туалетную бумагу и идти в туалет (мол, бумагу воруют, поэтому ее хранят в классах). Как хорошо, что мне мама давала бумагу с собой, и выйти из класса можно было не только для того, чтобы пойти в туалет.

И под этим сообщением читатели спрашивают, как можно так ненавидеть детей. Наверное, этому не учат в вузах, это как учительский код. Кто-то обожает детей и свою работу (таких учителей, к счастью, я встречала чаще, чем ненавистников).

Читая о проблемах современных школьников и родителей, понимаю, что ничего не меняется. При том, что в школу приходят молодые и новые кадры, однако на местах все остается, как и 20 лет назад.

"ПРИНЕСИТЕ СТОПКУ БУМАГИ": Как и за что меня преследовал классный руководитель

Из заглавия сразу становится понятным, из-за чего меня преследовал мой классный руководитель, однако это долгая история. Я была, конечно, школьницей одной из худших школ в моем районе. Отличница, иногда хорошистка, однако было нечто, что отличало меня от других - увлечение музыкой. После школы я бежала в музыкальную школу, пела в хоре, много выступала. Иногда я отпрашивалась у классного руководителя из-за концертов. Но этот факт никоим образом не влиял на мою успеваемость.

В классе я дружила со всеми, однако, как и у всех, у меня были более близкие друзья. Впоследствии я узнаю, что во время моего отсутствия на "классных часах" из-за выступлений классный руководитель постоянно меня обсуждала с классом. Мол, я очень пренебрежительна, считаю себя лучше других (потому что у меня есть хобби - музыка), а главное - я дружу с дочерью учителя из нашей школы только ради выгоды - хранения спортивной формы в шкафу ее мамы.

Одноклассники рассказывали мне об этом, однако я как-то не обращала на этот факт внимания. Сказала, да и ладно, главное, что отношение друзей оставалось положительным. Что интересно, в глаза она мне ничего не говорила и ставила хорошие оценки, потому что я действительно старалась, несмотря на колоссальную нагрузку вне школы. Я просто успевала делать домашние задания и заниматься любимым делом, не выпрашивая каких-то услуг. Кроме этого, всегда принимала участие в мероприятиях школы: вела их и выступала.

Правда, помню, как она мне сказала, что я, "как никто", должна постоянно носить пиджак (школьную форму), потому что у меня ... выросла грудь и неприлично ее демонстрировать (при том, что я была очень скромной и носила почти всегда что-то балахонистое). Особенно, когда директор школы - мужчина в расцвете сил (это ее слова). Потом ей не нравились распущенные волосы, и она писала в дневнике записки маме, давала мне шефство над теми ребятами, кто плохо учился, но это все - мелочи.

И вот однажды бомба взорвалась. Классный руководитель, постоянно требовавшая шикарных подарков на фоне жуткого экономического кризиса в нашем государстве (конец 90-х), а это ковер, картина и еще что-то более мелкое, устроила внеплановое собрание, на котором перед всем классом начала издеваться надо мной, снова говоря о моих качествах, о желании быть, не такой как все, и о подруге - дочери учительницы.

Я к такому не была готова, поэтому отреагировала типично для подростка - выбежала из класса. Половина класса вышла за мной, не желая принимать участие в буллинге. Интересно, что несмотря на то, что родители учили меня многим вещам, к травле я была не готова, ведь в голове закрепилось представление, что буллинг обязан иметь основания. Однако в реальной жизни это оказалось ложным представлением.

Я побежала плакать куда-то на первый этаж, где меня встретила завуч и повела меня к директору. Все это происходило во время занятий. Я сначала не хотела рассказывать все, что произошло, но впоследствии изложила видение ситуации. Директор вызвал учительницу к себе. Она пришла в класс в слезах и со словами: "Меня еще никто так не ругал". Потом поползли слухи о гипертоническом кризисе у классного руководителя.

Меня приводили в чувство пустырником в кабинете медсестры. Директор пообещал, что все решит. В итоге, после посещения родителями директора, он предложил встречу с классным руководителем.

На встрече выяснилось, что классный руководитель знала, что мой отец работает в иностранной фирме, и всего лишь хотела, чтобы он помог классу - подарил огромный пакет бумаги формата А4. После того, как мой отец одарил учительницу, произошло чудо: сладкая улыбка, "сумасшедшая любовь". Самый смешной случай - идет урок, учительница подходит к окну, долго смотрит и говорит на весь класс: "Боже, быстро сюда! Посмотрите, это родители **** (мои родители, - ред.), они как голубки. Такая пара, такие молодые! Какие же они красивые!" И все начинают ржать, потому что в курсе о той выпрошенной бумаге.

Уже после этого я без особого желания, ведь времени свободного у меня не было, стала президентом класса, а впоследствии и школы. С директором у меня были отличные отношения, и он действительно пытался менять что-то в школе, из-за чего его побаивались учителя, которым было за 50. Не сложно догадаться, что из "чмо" я превратилась в героя нашей классной руководительницы. При этом она лоббировала интересы другой девочки и всячески пыталась сделать президентом класса.

После 9-го класса я ушла со школы и поступила в музучилище. Это уже другая история, однако именно в другой школе, где училась во вторую смену, я поняла, что учителя могут быть другими - такими, которые вдохновляют. У нас не было формы, нам позволяли выходить из класса без предупреждения. У кого-то были занятия в училище, кому-то нужно было идти домой. И ни один учитель не препятствовал этому.

Учитель украинской литературы, прочитав мои сочинения, сказала, что у меня - талант и большое будущее, а классный руководитель поддерживала каждого из учеников и помогала со всеми проблемами. Почти все наши "музыканты" выпустились отличниками и хорошистами.

Как уберечь ребенка и себя от невежества и травли в школе

Прежде всего, родителям, которые отдают ребенка в школу (кто в шесть, кто в семь или восемь лет), нужно объяснить детям их права и обязанности. Объяснить, что ребенок имеет право выходить в туалет, а любые вопросы, на которые ребенок не может ответить, нужно переадресовывать родителям: "Свяжитесь с родителями, пожалуйста". То же самое касается формы одежды ребенка, ее вида. Отдельный вопрос - принуждение ребенка к уборке класса. И я не о вытирании доски, сборе мусора, а о подметании и мытье пола. Ваши дети не должны выполнять работу за уборщицу, они - не рабы учителя или классного руководителя.

Во-вторых, если после разговора с учителем он продолжает травить ребенка, пишите официальный запрос дирекции школы, делая копию и для районного управления образования. В случае нерешения ситуации - МОН. Всю документацию фиксируйте и сохраняйте. Образцы заявлений есть у сообщества "Родители SOS" в Facebook.

Не слушайте советы сменить класс или школу. Это ненадежный способ, который не может гарантировать положительное решение сложившейся ситуации. Ведь в небольших городах работает "сарафанное радио", а слухи распространяются с бешеной скоростью.

Всегда разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его школьной жизнью. Помните, что посещение "обязательных" школьных сборищ ничего не гарантирует. Более плодотворным является личное общение с учителем, тем более, что уставами школ установлено время, когда родители могут осуществлять визиты к классным руководителям.

И помните главное: никто кроме вас не защитит вашего ребенка. Всегда обращайте внимание на его психологическое состояние и разговаривайте сним, пожалуйста, разговаривайте. К сожалению, палачи в школах еще остались, и только от реакции общества, каждого отдельного родителя зависит, как быстро мы от них избавимся и перестанем волноваться за ребенка, который пошел в школу получать знания, а не психологические травмы, проблемы с самооценкой и ярлыки.

Больше новостей о событиях в Украине и мире на Depo.ua

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme